|
Российский рок в лицах |
||||
Российский рок: |
«Урфин Джюс» Город - Екатеринбург Годы существования: 1980-1986 Направление – прогрессив-рок Художественный и музыкальный руководитель
- Александр Пантыкин Одна из наиболее интересных групп
русского рока первой половины 80-х, «Урфин Джюс» был организован в декабре
1980 г. Александром Пантыкиным после его ухода из экспериментальной
музыкальной студии «Сонанс», впоследствии трансформировавшейся в группу
«Трек». В первый состав «У.Д.» кроме Пантыкина (вокал, бас, клавишные) вошел
гитарист Юрий Ринк (Богатиков) и экс-барабанщик «Сонанса» Иван Савицкий.
Практически с самого начала рядом с ними находится и отставной диск-жокей
Илья Кормильцев, ставший автором всех текстов группы. Андрей Козлов. «Кто
есть кто в советском роке», 1991 г. Музыканты
группы (1982–1986гг.): Александр Пантыкин – бас-гитара, вокал Егор Белкин – гитара Владимир Назимов - барабаны История В первой половине 1980-х
годов свердловский «Урфин Джюс», во главе которого всегда стоял
разносторонний и образованный музыкант, композитор, аранжировщик и продюсер
Александр Пантыкин, был одной из самых влиятельных групп страны: ее новые
работы ждали с нетерпением, а по выходе скрупулезно обсуждали, каждый поворот
в ее музыкальной эволюции становился знаком принципиально нового этапа, а
творчество в целом в значительной степени повлияло на рок-музыку всей страны. «Урфин
Джюс» появился на свет в декабре 1980. Основатель группы Александр Пантыкин
дебютировал на сцене еще в 1973 как пианист и певец школьной группы «Слепой
музыкант», которая два года спустя, с поступлением части ее музыкантов в
Свердловский архитектурный институт, трансформировалась в
литературно-музыкальную студию САИ. Они поставили спектакль на стихи
Эдуардаса Межелайтиса и получили приз на студенческом фестивале в Риге,
однако ещё через год, когда помыслами Пантыкина и его коллег, бас-гитариста
Игоря Скрипкаря и барабанщика Ивана Савицкого, уже овладели идеи синтеза рока
и академической музыки, поэтическая фракция студии отпочковалась в
фолк-рок-группу «Каталог», а оставшиеся трое, взяв новое название «Сонанс» и
расширив состав, добились впечатляющего успеха на рок-фестивале в
подмосковной Черноголовке (1978). В
дальнейшем взгляды Скрипкаря и Пантыкина на музыку начали расходиться все
больше и больше. В декабре 1980 Пантыкин ушел и вскоре вывел на дорогу
собственное пауэр-рок-трио «Урфин Джюс»: Пантыкин (бас, клавишные, вокал),
Юрий «Ринк» Богатиков (гитара) и Иван Савицкий (барабаны). (Оставшаяся часть
«Сонанса» превратилась в «Трек» и стала главным творческим соперником «Урфина
Джюса» на местной музыкальной сцене). После трехмесячных репетиций, в
процессе которых Савицкого за барабанами сменил Александр Плясунов, «Урфин
Джюс» дебютировал 1 апреля 1981 в большом зале Политехнического института.
Почти сразу в «Урфине Джюсе» появился собственный текстовик — самобытный поэт
Илья Кормильцев. К
июлю 1981, когда в Свердловске состоялся рок-фестиваль, организованный
студенческим клубом Архитектурного института, «Урфин Джюс» уже заслужил
репутацию лучшей группы города, что и подтвердил врученный им жюри приз.
Однако к этому времени Пантыкин уже решил, что в своем нынешнем виде «Урфин
Джюс» не отвечает его художественным задачам и, завершив на местной
телестудии запись его дебютного альбома «Путешествие», без колебаний
распустил группу. Ринк Богатиков позднее играл в «Кунсткамера», «Апрельском
марше» и биг-бэнде Владимира Чекасина; Плясунов — во «Встречном движении», «Прологе»
и «Самой по себе». Впрочем,
всего пару месяцев спустя на сцену вышел «Урфин Джюс» второго созыва: места в
нем заняли гитарист Игорь «Егор» Белкин (p. 15 апреля 1962, Верхняя Пышма
Свердловской области) из также отмеченной на фестивале группы «Р-Клуб» и
барабанщик Владимир «Зяма» Назимов из группы «Бумеранг». Той же осенью новый
«Урфин Джюс» принял боевое крещение на фестивале студенческой песни
«АзИСИ-81», где получил диплом 3-й степени. С декабря 1981 по март 1982 «Урфин
Джюс» усиленно репетировал, готовя материал для двух новых альбомов — в
конечном счете, они были объединены под одной обложкой и увидели свет летом
1982 как «15» (или «Пятнадчик»). К этому времени послужной список «Урфина
Джюса» украсило участие в фестивале Opus 82 в
Вильнюсе (где также играли питерские «Россияне»). Именно тогда «Урфин Джюс»
вступил в свою наиболее продуктивную фазу, а его стиль приобрел
законченность: в основе его музыки лежал жесткий, математически выверенный
хард-рок, трансформированный влияниями барокко, неоромантизма и
академического авангарда. Тем не менее, своей следующей программе музыканты
группы дали название «Жизнь в стиле Heavy Metal» — популярное жанровое определение здесь
относится скорее к образу жизни, нежели к исполнительской манере музыкантов. Александр Пантыкин,
Владимир Назимов, Егор Белкин (1984 г.) В
1985 « Жизнь» после длительных проволочек и переделок, наконец, увидела свет.
Альбом отличала большая, нежели прежде, холодность исполнения и некоторая
академичность звучания, что стало косвенным признаком дефицита новых идей.
Посетивший к тому времени очередной фестиваль Ленинградского рок-клуба
Пантыкин уловил смену умонастроений публики и начал постепенно охладевать к
собственному детищу. В этот период он все чаще обращается к сотрудничеству с
другими местными музыкантами — рамки «Урфина Джюса» стали ему тесны. Выступление
«Урфина Джюса» на 1-м фестивале новорожденного Свердловского рок-клуба в июне
1986 было прохладно встречено слушателями, восторженно принимавшими «Наутилус
Помпилиус», «ЧайФ» и «Настю». Попытки расширить состав группы (в этот период
с «Джюсом» репетировали бас-гитарист Вадим Шавкунов и саксофонист «Наутилуса
Помпилиуса» Алексей Могилевский) особого успеха не имели, и группа незаметно
распалась к весне следующего года. Белкин
записал соло-альбом «Около радио» (1986), на котором в последний раз
присутствовал весь «Урфин Джюс», проехал по стране в составе сводного
оркестра Свердловского рок-клуба («Наутилус Помпилиус», «СайФ» и Группа Егора
Белкина); позднее он стал продюсером и гитаристом группы «Настя», в которой
играли и Назимов, и Шавкунов. Впоследствии он был участником Nautilus Pompilius (в два захода), работал на «Студии NP» и окончательно
вернулся на сцену с Настей Полевой. Послужной
список Назимова включает «Настю», «ЧайФ», «Наутилус Помпилиус», «Ассоциацию»,
«Студию NP» и т. д. Пантыкин,
помимо работы с Белкиным и «Настей», долгое время репетировал с почти
ежедневно менявшим состав и название собственным бэндом, работал в студии или
на сцене буквально со всеми уральскими группами — одним словом, оставался
ключевой фигурой местной рок-сцены. В
середине 90-х годов все записи «Урфина Джюса» были ремастированы и изданы на
компакт-дисках. Андрей Бурлака, 2000 г. Участники коллектива Александр
Пантыкин вокал, бас-гитара / художественный и
музыкальный руководитель (1980 - 1986
гг.) _________________________________ Егор
Белкин гитара (1982 - 1986 гг.) _________________________________ Владимир
Назимов барабаны (1982 - 1986 гг.) Другие музыканты: Юрий Богатиков (гитара): 1980-1981 Иван Савицкий (барабаны): 1980-1981 Александр Плясунов (барабаны): 1981-1982 Группа «Урфин Джюс» на
концерте, 1986 г. Дискография Компиляции: «Легенды
русского рока» (Best of) 2000, Moroz Records (CD, MC) |