|
Российский рок в лицах |
||||
Российский рок: |
«Танцы Минус» Город – Санкт-Петербург, Москва Год образования - 1995 Направление – поп-рок Художественный и музыкальный руководитель
– Вячеслав Петкун Лидер группы «Танцы Минус» - культовый персонаж
Слава Петкун - остается одной из самых ярких и нестандартных фигур
отечественного музыкального пространства. Мастер эпатажа, артистичный циник,
«ходячий скандал», как называют его журналисты, Петкун всегда умудряется
оставаться. сайт «Танцы Минус», 2011 г. Музыканты
группы: Вячеслав Петкун – вокал Александр Мишин – гитара Антон Хабибуллин – гитара Михаил Хаит – бас-гитара Сергей Хащевский – клавишные Олег Занин - ударные История История группы «Танцы Минус»
распадается на два крайне несхожих по внешним проявлениям фрагмента (хотя её
музыкальный стиль при этом не претерпевал существенных изменений, балансируя
между поп-роком, фанком, пост-панком и брит-попом): она началась и до
середины 90-х протекала на клубной сцене Питера, после чего волевым решением
была перемещена в Москву, где удачно поймала попутную радиоволну, благодаря
которой быстро выбилась в лидеры т.н. рокапопса, хотя творчество группы
выходит за его намеренно зауженные форматные рамки. Основатель,
певец и автор большинства песен «Танцев Минус» Вячеслав Петкун (р.26.06.69 в
Ленинграде) начал приобщаться к музыке школьником, осенью 1988 недолго
репетировал с арт-роковым «Корпусом 2», но не прижился в его составе, хотя
именно рекомендация музыкантов «Корпуса» способствовала тому, что в ноябре
Слава был приглашён к микрофону в группу «Тайное голосование», исполнявшую
своеобразную смесь панка и арт-рока. Вскоре
Петкун выбился в неформальные лидеры «Голосования»: он сочинил все тексты и
значительную часть музыки на его единственном альбоме «Кто там?» (1989),
проявил себя как сильный фронтмен и к началу 90-х стал заметной фигурой на питерской рок-сцене. Как
известно, рубеж 90-х оказался для отечественного рока своего рода барьером,
перескочить который удалось далеко не всем. Среди тех, кто не сумел выжить в
новой реальности, оказалось и «Тайное голосование»: к весне 1992 группа,
фактически, распалась, а Петкун снова начал репетировать с музыкантами «Корпуса
2», который тоже переживал смутные времена и почти
не выступал. Первое
выступление его новой группы, поначалу называвшейся просто «Танцы»,
состоялось 10 июня 1992 на закрытии сезона в Летней Школе, работавшей в ЦПКиО
под патронажем властей Дании. На этом этапе в её состав входили: сам Петкун,
вокал, Константин Ермаков («Корпус 2»), гитара, Олег Полевщиков (ранее «новые
плохие»), бас, Сергей Ячменёв («Корпус 2»), саксофон, и Михаил Сульин («Духи»,
«Опасные соседи»), барабаны. Концертов
в этот период было немного, поэтому поначалу «Танцы» существовали почти
виртуально, появляясь на сцене лишь изредка. Ермакова в конце года сменил его
коллега по «Корпусу 2» Валерий Кобушко, а место ушедшего к Павлу Кашину
Сульина в декабре занял Александр Коваленко (тоже «Корпус
2»). 8
мая 1994 в клубе Гуманитарного Университета прошёл фестиваль «Накануне Победы»,
в котором участвовали «Танцы» (уже добавившие к своему названию
многозначительный «минус»), «Ё», «Двоюродные близнецы», «Стиль» и «Оркестр А». До 1995 имя «Танцев Минус» изредка мелькало в афишах,
но завоевать симпатии клубной аудитории им поначалу не удавалось. В
1995 «Танцы Минус» записали на принадлежащей группе «Форум» «Юни-студии» несколько своих песен, одна из которых, «Чувств
река», была опубликована в начале следующего десятилетия. В апреле того же
года в группе появился опытный барабанщик Андрей Вепров («Тайное голосование»,
«1812 год», «Выход», «мифы» и т.п.). С его подачи в «Танцы Минус» пришёл
гитарист Игорь Щербаков, вместе с которым Вепров играл хард-рок в «Яблочном
Спасе». Составом:
Петкун, Полевщиков, Щербаков, Вепров «Танцы Минус» начали играть гораздо
чаще, причём, не только в Питере, но и за его пределами, сумели проторить
дорогу в клубы Москвы, снимались для телепрограммы «Поп-наезд» (Новгород
Великий) и т.д. В начале 1996 Вепров, одновременно игравший
ещё с несколькими группами, покинул «Танцы». Тогда
же, прознав о готовящемся в Москве фестивале «Поколение-96»,
Петкун решил попытать счастья там. На тот момент у него не было ни
полноценной записи, ни состава, поэтому он обратился к музыкантам группы «Белый
ангел», которые репетировали в клубе пос. Горбунки под Стрельной, где
построили собственную студию. В записи приняли участие Петкун и Полевщиков
плюс три музыканта «Белого ангела»: Виталий Борисов, лидер-гитара, Алексей
Башмаков, клавишные, и Алексей Агеев, барабаны. На
«Поколении-96» «Танцы Минус» всё-таки выступили. Они не завоевали там никаких
наград, но обрели в столице первых поклонников и завели полезные знакомства
на тамошней клубной сцене, переживавшей небывалый расцвет. В июне группа
попыталась пробиться на фестиваль Театра DDT «Наполним небо добротой», но в
этот раз судьба была к «Танцам минус» менее благосклонной, что, видимо, и
перевесило чашу весов: в июле 1996 Петкун и Полевщиков, не имея ясного плана,
уехали в Москву, где начали шаг за шагом двигаться к успеху. Этот процесс
занял около трёх лет. В
новый состав «Танцев» вошли уже работавший с ними Игорь Щербаков (в то время
он играл ещё и с группой «1812 год»), гитара, дебютант Клим Шленёв,
клавишные, и Виталий Воронин (экс – «Эдипов комплекс», «Стиль»), барабаны.
Они сформировали обширный репертуар и начали стучаться в двери клубов. Позже
Петкун признавался, что на протяжение 1997-1998 они
играли практически непрерывно, порой давая до трех концертов в день! Параллельно
московско-питерский состав группы продолжал записывать свой дебютный альбом «10
капель» (звук: Владимир Овчинников). Кроме участников текущего состава, на
нём отметились Екатерина Легкостаева, виолончель, и Алексей Попов (Flip Fantasia, Doo Bop Sound), саксофон. В 1998 альбом был закончен и
вышел под лейблом компании «Союз». К сожалению, летний кризис и последовавший
за ним хаос помешали группе подать альбом должным образом и подняться на
следующую ступеньку, но публика его всё же заметила. Один
номер «Танцев» попал в сборник «200% живой энергии». Своё внимание на группу
обратил директор «Мумий Тролля» и лэйбла «Утекай звукозапись»
Леонид Бурлаков, включивший их «Город» в сборник «У1».
После подведения итогов «Хит-парада слушателей «У1» «Город»
занял почетное третье место, пропустив вперед лишь «Мумий Тролль» и Земфиру.
После этого о «Танцах Минус», наконец, заговорили. Далее
был шумный успех на «Максидроме-99», в питерском ДС «Юбилейный» и в
московских «Лужниках» на фестивале «Мегахаус».
Летом 1999 Полевщиков покинул группу. Новым бас-гитаристом стал коллега
Воронова по «Эдиповому комплексу» Михаил «Хоха»
Хаит (р.21.06.73 в Ленинграде). Альбом «Флора/фауна» (1999 г.) На
протяжение лета и осени того же года на студии MDM
шла работа над вторым альбомом группы «Флора/фауна» (звук: Иван
Евдокимов). На экранах появились первые клипы «Танцев» «Город» и «Цветут
цветы». «Флору/фауну», изданную в феврале 2000 Real Records, уже сопровождала
мощная рекламная компания, на волне которой «Танцы Минус» начали
гастролировать по стране, с ходу попав в обойму новых молодёжных героев,
раскручиваемых с помощью телевидения. Песни
Петкуна, достаточно мелодичные, чтобы легко ложиться на слух, с романтичными
и порой слегка депрессивными текстами, представляли собой наиболее
рок-н-ролльную линию в спектре рокапопса. Внимание к личности Петкуна
добавили его резкие и бескомпромиссные высказывания в прессе и неизбежно
сопровождающие публичный успех слухи. Как ни странно, но он оказался
единственным питерским музыкантом, который сознательно выбрал Москву и принял
правила игры столичного шоу-бизнеса. Осенью
2000 «Танцы минус» записали две песни и несколько инструментальных треков к
фильму Алексея Карелина «Выход» (студия «Никола-фильм»). К тому времени группу
покинул и Шленёв, который весной 2003 стал клавишником в новой группе экс-лидера «Эдипова комплекса»
Яна Николенко «Сети». Клавишные партии на саундтреке записывал звукорежиссёр
Иван Евдокимов, работавший с группой практически на всех (кроме дебютного) альбомах. В
самом начале 2001 «Никола-Фильм» выпустила в серии «Зажигай!» фильм о самих «Танцах
Минус» (реж.: Игорь Калёнов). Летом Real переиздал и первый альбом группы, а в конце
года появился новый клавишник Филипп Писарев и третий студийный альбом группы
«Теряя тень». Помимо новых песен Петкуна он включал кавер номера «Кино» «(Ты
выглядишь так) несовременно», который «Танцы» записали для проекта «Кинопробы». После
этого в её творчестве наступила некоторая пауза – «Танцы Минус», по-прежнему,
много катались по стране, но нового материала долго не было. Чтобы заполнить
паузу, в 2003 Real выдал
на-гора сборник с бесхитростным названием «Танцы минус / Best». Петкун параллельно вёл свою программу на
телевидении и сыграл роль Квазимодо в нашумевшем мюзикле «Собор Парижской
Богоматери». В
конце марта 2006 из группы ушёл Игорь Щербаков. Его место заняли сразу два
гитариста: Антон Хабибулин и Александр Мишин. В обновлённом составе «Танцы
Минус» записали четвёртый студийный альбом «...ЭЮЯ.,»,
на этот раз, изданный компанией «Никитин». В августе она же издала новый
сборник «От «А» до «Я». Андрей Бурлака, 2007 г. Участники коллектива Вячеслав
Петкун вокал, гитара / художественный и
музыкальный руководитель (с 1995 г.) _________________________________ Михаил
Хаит бас-гитара (с 1999 г.) _________________________________ Александр
Мишин гитара (с 2006 г.) _________________________________ Олег
Занин ударные (с 2007 г.) _________________________________ Сергей
Хащевский клавишные (с 2010 г.) Экс-участники: Виталий Воронин
- ударные (1996-2007) _________________________________ Игорь Щербаков (гитара):
1995-2006 Филипп Писарев (клавишные): 2001-2010 Олег Полевщиков
(бас-гитара): 1995-1999 Клим Шленёв (клавишные):
1996-2000 Группа «Танцы Минус»
на концерте, 2011 г. Дискография Студийные альбомы: «10 капель», 1998 альбом
№1 «Флора/фауна», 1999 альбом
№2 «Музыка к фильму
Выход», 2000
сборник «Теряя тень», 2001 альбом
№3 «…ЭЮЯ.,», 2005 альбом
№4 Компиляции: Best (Best of) 2003,
Real Records (CD) «От А до Я»
(Best of) 2006, «Никитин» (CD) Grand Collection (Best of) 2008, «Квадро-диск»
(CD) MP3 собрания: Grand Collection 2011, «Квадро-диск»
(CD) Видеография Клипы: «10 капель», 1998 (реж. – Андрей
Новосёлов) «Город», 1999 (реж. – Андрей
Новосёлов) «Цветут цветы», 2000 (реж. – Лина Овдиенко) «Дерево», 2000 (реж. – Алексей
Сеченов) «Диктофоны», 2000 (реж. – Андрей
Новосёлов) «Половинка», 2001 (реж. – Александр
Солоха) «Не меняй меня», 2001 (реж. – Максим
Рожков) «Ю», 2002 (реж. – Баходыр Юлдашев) «Жуть», 2004 (реж. – Михаил
Соловьёв) «Романтика», 2004 (реж. – Михаил
Соловьёв) «Небэль», 2006 (реж. – Михаил
Соловьёв) Документальное кино: «Зажигай!», 2000 2000, «Премьер Видео Фильм» (VHS) 2001,
«Амальгама» (DVD) |