|
Российский рок в лицах |
||||
Российский рок: |
София Ротару «Только тебе» 1979 София
Ротару начала петь со второго класса в школьном хоре, затем в самодеятельном
коллективе при районном Доме культуры.
Учёба в Черновицком музыкальном училище и кишиневском институте искусств на
дирижёрско-хоровом отделении шла
параллельно с выступлениями Софии в
ансамбле народных инструментов; она
ездила на Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Болгарию, где получила
золотую медаль и звание лауреата. Вообще-то
певица не предполагала, что когда-либо будет петь с эстрадным
оркестром. Кроме скрипок и цимбал,
других инструментов для
сопровождения она не признавала, пока
не познакомилась со своим будущим мужем Анатолием Евдокименко, студентом
Черновицкого университета и одновременно трубачом в студенческом эстрадном оркестре.
Правда, поначалу для Софии подбирали в оркестре только народные украинские и молдавские мелодии.
Кстати, и сегодня народные песни
занимают значительное место в её репертуаре. Сейчас
мы знаем Ротару как певицу, для которой специально пишут песни популярнейшие
композиторы: Бабаджанян, Дога, Тухманов, Мартынов... И, тем не менее, главная
её привлекательность для слушателей заключается в том, что певица остаётся верна
именно народной манере исполнения.
Народность проявляется и в постановке голоса, и в простоте, сдержанности поведения
на сцене. И, наконец, в выборе
репертуара: песни Ротару всегда
лиричны, распевны. И ещё. В народной песне не встретишь случайных, ничего не значащих, пустых слов, и это,
несомненно, научило Софию среди многих новых современных песен
выбирать лишь те, что исполнены глубокого смысла, вызывают размышления. Ведь,
по её мнению, за те три-четыре минуты,
какие длится песня, артист должен очень многое поведать слушателю,
сделать его богаче. ...Я
познакомилась с С.Ротару в одной
из ее гастрольных поездок с ансамблем «Червона
рута» (руководит им А.Евдокименко). Помню, перед
концертом София сильно
волновалась. Плохо себя чувствовала:
на голосовых связках сказывалось перенапряжение предыдущих
гастрольных дней. Да и в отпуске два
года не была. Некогда. «Правда, отпуск мы «досиживаем» с трудом, – призналась она, – весь
ансамбль раньше срока собирается
в нашей Крымской филармонии.
Скучаем друг бездруга, без песен, без
зрителей». На
концерте сразу понимаешь, почему София скучает без публики, – настолько
восторженно и благодарно принимают певицу. Но понимаешь ещё
и другое: поклонникам таланта
тоже, наверное, было бы без Софии одиноко. Та щедрость, та самозабвенность, с
которыми эта хрупкая, изящная женщина отдаёт себя
песне, не могут не вызвать ответной
реакции. На сцене она всегда остаётся сама собой: скромной, обаятельной, приветливой.
И искренней. Кажется, каждая песня – её душа. А я, слушая Софию, вдруг
почувствовала, что её песня – это ещё и эхо моей души, музыкальное её отражение, вобравшее в себя и
нежность, и поэтичность, – с ловом, то самое сокровенное, что порой
стараешься запрятать глубоко, порой
стыдишься обнаружить перед другими. А певица словно
сама обнаруживает это тайное в
тебе. Любой из нас начинает ощущать в себе
потребность и способность вот так же
бесконечно радоваться солнцу, мечтать и удивляться... Возникает редкостная духовная
связь не только между исполнителем и зрителем. Дело в том, что с концерта люди уходят ещё и с острым ощущением
близости друг к другу, общности, родившейся от совместного прикосновения к
тому прекрасному, что есть в человеке. После
выступления София нередко возвращается в пустой уже зал. Вот и сегодня, когда наконец розданы
все автографы, собраны со сцены цветы, она устало садится в одно из
кресел партера. Чудится, обезлюдевший
зал сохраняет тепло признательных зрительских сердец... Её
часто спрашивают в письмах, как стать
певицей. София не успевает всем
отвечать. Но даже если бы хватало
времени на письма, вряд ли просто ответить на этот вопрос. Да, нужна
любовь к песне, нужен голос, нужно очень
много работать... Всё верно. Но
всё-таки главное – родиться певицей. С самого первого дня нести в себе
поначалу, может быть, неосознанную, но неизменную веру в своё призвание, в
своё высокое предназначение. Иначе разве сказал бы тогда Сонин отец, отдавший
свой труд родной земле и не мыслящий для себя иной жизни: «Моя дочка обязательно
станет артисткой...» Н. Алексеева, жур. «Огонёк», 1978 г. Трек-лист: 1. Ioane муз. и
сл. – молдавская народ. 2. Primavara муз. – Михай Долган; сл. – Андрей Стрымбану 3. «Видлуння
твоих крокив» муз. – Владимир Ивасюк; сл. – Владимир Вознюк 4. «Дай крылья мне» муз. – Владимир Газарян; сл. – Георги Георгиев 5. «Дорога» муз. и
сл. – Борис Касиев 6. «Черешневий
гай» муз. – Левко Дутковский; сл. – Богдан Стельмах 7. «Обычная история» муз. – Юрий Саульский; сл. – Игорь Шаферан 8. «Только тебе» муз. – Оскар Фельцман; сл. – Роберт Рождественский 9. Crede ma муз. – Ион Алдя-Теодорович; сл. – Стефан Петраке Записано на Всесоюзной студии
грамзаписи (Москва, Россия) Саундпродюсер – Александр Штильман Релизы: 1979, «Мелодия», Россия (LP) |