|
Российский рок в лицах |
||||
Российский рок: |
София Ротару «София Ротару и «Червона рута» 1980 София
Ротару рождена для песни. Голос её удивителен, раскован и волнующе хорош. В
нём сила и широта, необычайная звуковая насыщенность. И ещё обаяние и страсть.
С.Ротару поёт каждую песню так, будто это самая главная песня в её жизни. Казалось,
она долго копит душевные силы, чтобы сегодня, сейчас выразить всю свою
страсть, всю радость и боль без остатка. За 11 лет нашего знакомства меня
всегда поражала ошеломляющая творческая «щедрость» певицы. Я не помню случая,
чтобы она отказалась выступать и по два, и по три раза в день. «А как же
иначе?» – удивляется певица. Звезда
Софии Ротару вспыхнула сразу и необычайно ярко. Это произошло летом 1977г. в
Москве во время гастролей ансамбля «Червона рута». Самое
поразительное, что молодая молдавская певица предстала не робким новичком, а
вполне сложившимся матером: её голос безраздельно властвовал над слушателями. Особенно
ей удалась тогда песня М.Блантера и М.Исаковского «Враги сожгли родную хату»,
в которой Ротару обнаружена незаурядный драматический талант актрисы. Смогла
найти, быть может, единственный верный тон, соединивший воедино пронзительный
трагизм памяти с философским раздумьем-обобщением о торжестве жизни. Яростный
протест звучал в темпераментном и вдохновенном пении Ротару-матери,
Ротару-дочери солдата. С.Ротару
сразу же заняла лидирующее положение на нашей эстраде. М.Ф.Ротару,
бригадир виноградарей из буковинского села Маршинцы, любил после работы
собирать в кружок шестерых своих детей – для «спевки». Смолоду, считавшийся
хорошим певцом, он и детей приучал любить народную песню – молдавскую, украинскую,
русскую. Может быть те домашние концерты и привели на профессиональную
эстраду четверых детей старого виноградаря. Молодая
Соня не только охотно пела, но и жадно училась играть на домре, на баяне. Позднее
занималась в вокальном кружке Дома культуры райцентра Новоселице. В
старших классах Соня всерьёз занялась лёгкой атлетикой – дома появились
грамоты за успехи на районных и областных соревнованиях. Но музыка всё же
брала своё: после победы на республиканском конкурсе самодеятельности в Киеве
София поступает в Черновицкое музучилище на дирижёрско-хоровое отделение. В
1968г. выпускницу Софию Ротару посылают в Болгарию на IX Международный
фестиваль молодёжи и студентов. Среди исполнителей народной песни Софии не
было равных. Она завоёвывает золотую медаль, о которой многие почитатели
таланта певицы и не подозревают. Потом
будут годы учёбы в Кишинёвском институте искусств. В свободное время София
будет петь со студенческим оркестром Черновицкого университета и... в тайне
мечтать о своём эстрадном коллективе, солисткой которого она охотно бы стала.
И лишь когда на одну из репетиций оркестра студент-медик В.Ивасюк принесёт
свою песню «Червона рута» и отдаст её Ротару, только тогда она вместе с мужем
А.Евдокименко решиться создать свой ансамбль «Червона рута». И зазвенит,
закружится в современных ритмах мелодичная песня о чудесном алом цветке,
принеся известность молодому автору, и ансамблю, и, конечно же, его солистке.
Лишь после этого певица предстанет перед московской публикой в центральном концертном
зале, ставшим её стартовой площадкой к высотам всенародного признания и любви. И
вначале, и позднее наибольшие творческие удачи связаны с песнями гражданского
звучания. Для каждой из них она выбирает самые необходимые краски. Но ощущение
песенного образа всегда точно и цельно. На
концертах певице не удаётся, как правило, спеть только одну песню – зрители не
отпускают. И вот, что интересно, показательно: такое впечатление, что песни «на
бис» всегда подобраны Ротару тщательнейшим образом. Каждая из них – именно её,
не просто мастерски исполненная, а песня Софии Ротару. «Край родной», «Стара
печаль моя...», «Красная стрела». Прекрасно, что этот список можно продолжать
ещё очень долго, и это свидетельство того, что певица, не побоюсь сказать,
именно режиссирует свой репертуар. Как обстоятельно и по-режиссёрски точно «делает»
свой образ на сцене: эффектная и в тоже время говорящая о тонком вкусе,
чувстве меры одежда, мягкая пластика и необыкновенно развитое чувство ритма,
гарантирующие от сумбурных, псевдоритмических подёргиваний, которые так часто
приходится наблюдать на эстраде. Конечно,
Ротару ищет, экспериментирует, не всегда добиваясь реальных удач, но ведь на
то и поиск, а требовательность к себе, верю, не даст Софии выйти к слушателям
с «сырыми» вещами. В
творческой биографии певицы легко прослеживается её причастие к песне,
славящей силу и красоту человеческих чувств, любовь к отчему дому и родной
земле. Именно за такие песни мы, слушатели, любим народную Артистку УССР,
лауреата премии Ленинского комсомола Софию Ротару. И недаром как-то сама Ротару
призналась мне, что она хочет петь о сегодняшнем дне, жить его радостями и заботами. А питает её и даёт силы
неиссякаемый источник вдохновения – фольклор, народная песня. Ей она всегда
верна. Павел Ермишев, жур. «Смена»,
1981 г. Трек-лист: 1. «Родной край» муз. и сл. – Николай Мозговой 2. «Ожидание» муз. – Юрий Саульский; сл. – Леонид Завальнюк 3. «Дети всей земли» муз. – Евгений Ширяев; сл. – Николай Волков 4. Fericit seara муз. – Петре Теодорович; сл. – Семён Гимпу 5. Aud vocea ta муз. – Петре Теодорович; сл. – Дмитру Матковский 6. «Любовь» муз. – Борис Тарасов; сл. – Лев Малинский 7. Toamna song муз. – Ион Алдя-Теодорович; сл. – Дмитру Матковский 8. «Свит стверджуе любов» муз. – Анатолий Гольдинский; сл. – Юрий Северин 9. Ramai cu mine муз. – Анатолий Кирияк; сл. – Михай Еминеску Записано
на Всесоюзной студии грамзаписи (Москва) Саундпродюсеры:
Александр Штильман, Эдуард Каттай Релизы: 1981, «Мелодия», Россия (LP) |