|
Российский рок в лицах |
||||
Российский рок: |
«Океан Эльзы» «Суперсиметрия» 2003 В
60-е года прошлого века среди молодежи Советского Союза был моден спор на
тему, кто нужнее и важнее – физики или лирики. И те, и другие аргументировано
убеждали друг друга, что наибольшую пользу стране приносят именно они. В 90-е
года прошлого века в Украине эта проблема наконец-то была решена, и по
старинному нашему обычаю, не в пользу ни тех, ни других. Гордиев узел этого
вопроса был разрублен по центру. Разрубил его обычный львовский парень по
имени Слава. То,
что Слава Вакарчук лирик – это в нашей стране известно даже последнему
сборщику стеклотары. А то, что по образованию он физик, широкий круг интересующихся узнал недавно. В основном благодаря тому, что
раскрутка новой пластинки коллектива по тонкому расчету пиарщиков строилась на том, что Слава
все-таки физик. Почему и для чего это делалось - известно только тем, кто это
затеял. Но факт есть факт – ранее о физико-теоретических успехах Святослава
упоминалось вскользь, в основном, если кто-то
конкретно об этом спрашивал. Теперь же всё – от названия альбома до
лампочек в одном из промовидеоклипов – напоминало слушателю о том, что Слава
не только лирик, но ещё и физик. Является ли подобное акцентирование внимания
на физике преддверием ухода Славы из музыки в физику – пока неясно, хотя всё
может быть... Новый
альбом называется «Суперсиметрія». Это не просто
такое слово хитрое, это кусок из названия диссертации Святослава, которую он
то ли защитил, то ли собирается – понять невозможно, так как разные источники
грешат разной информацией, каждая из которой с одинаковым успехом может быть и
дезинформацией. Что
до альбома, то, несомненно, он для
группы «Океан Ельзи» эпохальный. Такого «Океана Ельзи» мы еще не видели. Мы видели «Океан», сидящий в
холодильнике и вопросительно смотрящий в камеру, как в «Там де нас нема». Мы помним Океан образца «Янанебібув»
– неспокойный, куда-то летящий, служащий звуковым сопровождением отстрела
русских бандитов в Чикаго славным парнем Данилой. Наконец, еще свеж в нашей
памяти «Океан» 2001 года, когда, словно снег в мае, на нас обрушился мощным
потоком альбом «Модель», который убедил всех, что и в Украине можно делать
качественную европейскую музыку. Океан,
которому «Холодно», поражает после первого же прослушивания. И поражает тем,
чего доселе у этой группы не было - откровенностью. Даже чем-то большим, чем
откровенность, если это что-то есть. «Суперсиметрия»
- это «Океан», вывернутый наизнанку. И Слава больше не плачет, и не воет, как
раньше, за него это делают минорные гитары Паши Гудимова, ностальгические
клавиши Димы Шурова, бас Юрия Хусточки. Всё в новом альбоме, вплоть до барабанов
Дениса Глинина, выражает чувства. Чувства, которые возникают, когда любимый
человек куда-то уезжает. Когда поздней
осенью ты гуляешь с собакой, и начинает идти первый снег. Когда ты едешь в
машине, не представляя, куда и зачем. Когда куришь на темной кухне, выпуская
дым в форточку... «Суперсиметрия» – это романтика,
выбранная стилем жизни, пост-романтика, Суперромантика.
Это жизнь человека, уставшего от жизни.
Декаданс. С
чисто технической точки зрения, в новом альбоме Океана стало много клавишных – как чистого рояля (Susy,
«Для тебе», «Холодно»), так и электроники («Дівчина
(з іншого життя)»). Мощная, драйвовая гитара отошла на второй план,
уступив место акустическому варианту («Холодно»), или же блюзовым запилам в
стиле Джорджа Харрисона («Леді»). Практически все
песни, за исключением бесспорного хита «Кішки» – минорные, как по музыке, так и по тексту. Текст,
кстати, немного изменился – теперь место чая и кофе заняли губы. Через одну
песню их кто-то целует, ищет и не находит. Слава
обещал, что в новом альбоме будет много рок-н-ролла – это действительно так,
если принять во внимание то, что рок-н-ролл произошёл от блюза – грустной
баллады, которая возникает, когда «хорошему человеку становится плохо». А
новый альбом группы «Океан Ельзи» как раз блюзовый,
хоть блюза в чистом виде тут практически нет. Он такой
по сути, по форме, а не по содержанию. Выпуск
подобной пластинки лучшей поп-рок группой Украины во многом показателен.
После «Эмигранта» «Грин Грея», «Файно» «ВВ»,
«Озимых Людей» Скрябина и удачного дебюта Талиты
Кум, а теперь 100% удачной «Суперсиметрии»
есть над чем задуматься. Похоже, что
украинский мейнстрим наконец-то вырос из коротких штанишек подражания Западу
и России. У нас появляется свой, национальный стиль гитарной музыки – стиль
мелодичного, лиричного гитарного «попсо-блюза». И
теперь я твердо уверен, что в следующем году премию «Золотой Жар-птицы» будет кому вручить, и, главное, за что. Хотя бы за лучший
альбом 2003 года. Александр Корниенко (сайт @Music,
Украина), 2003 г. Трек-лист: 1. «Кишка» муз. и
сл. – Святослав Вакарчук 2. «Дивчина (з иншого життя)» муз. и
сл. – Святослав Вакарчук 3. «Вильний» муз. и
сл. – Святослав Вакарчук 4. Susy муз. и
сл. – Святослав Вакарчук 5. «Мене» муз. и
сл. – Святослав Вакарчук 6. «Для
тебе» муз. и
сл. – Святослав Вакарчук 7. «Леди» муз. и
сл. – Святослав Вакарчук 8. «Майже
весна» муз. и
сл. – Святослав Вакарчук 9. «Холодно» муз. и
сл. – Святослав Вакарчук 10. «Виддам» муз. и
сл. – Святослав Вакарчук 11. «Невидима симья» муз.: Святослав Вакарчук, Павел
Гудимов; сл. – Святослав Вакарчук Музыканты: ● Святослав
Вакарчук: вокал ● Павел Гудимов: гитара, акустическая гитара ● Юрий Хусточка: бас-гитара ● Денис Глинин: барабаны, перкуссии ● Дмитрий Шуров: клавишные, рояль, орган Хаммонда ● Сергей
Товстолужский: клавишные ● Виталий Телезин: клавишные ● Владислав Мицовский: перкуссии ● Олег Яшник: акустическая
гитара (2) ● Лидия Тутола: бэк-вокал ● Анна Чайковская:
бэк-вокал Записано в студии «ДЗЗ», МТКЦ, «Локатор»,
«Столица звукозапись» (Киев, Украина) Саундпродюсер – Сергей Товстолужский Релизы: 2003, Lavina Music – Украина (CD, MC) 2003, «Мистерия
звука» – Россия (CD) |