|
Российский рок в лицах |
||||
Российский рок: |
«Океан Эльзы» «Модель» 2001 Этот
альбом – энциклопедия женских типов. Впрочем, и мужских – и хотя Слава
Вакарчук в каждой песне поёт «я», необязательно о себе. Если в прошлых
альбомах «Океанов» тема взаимоотношений мальчика с девочкой как-то ещё
маскировалась ситуацией, то в третьем альбоме группы противостояние «ты – я»
подано, что называется, без прикрас. При этом Слава Вакарчук продолжает
мистифицировать безобидными бытовыми мелочами – телефонный аппарат, любой
напиток вроде кофе, молока, чая в его текстах приобретают просто-таки трагический
оттенок. Такие себе атрибуты одиночества, обязательные как при любовном
томлении, так и при писании стихов. Одиночества в этом альбоме много больше,
чем в прежних, притом, что у «Океанов» с каждым годом дела идут всё лучше.
Вот что значит меланхолическая натура: даже если все хорошо, герой песен и
тут обязательно найдет повод для грусти. Например, общеевропейская тенденция
к машинизации, механистичности отношений между людьми: «Моя машина», гроза
хит-парадов, и «Модель» – об этом. Песня
«Модель», которая дала название всему альбому, вообще требует отдельного
слова. Это песня о том, какими Они (женщины) хотели бы видеть Нас (мужчин) -
«... ти хочеш мене на стiл постелити,
собою зашити без жодного
шва...» Многие могут не простить Славе рифмы в припеве – «я твоя модель – ти моя Коко Шанель». А по мне –
так очень точно сказано про всех наших женщин, помешаных
на французских лейблах. Это трагедия, а не повод для насмешек. Вообще,
в альбоме много безысходности – безысходности мегаполисов («свiтло дискотек чи бiблiотек») и безысходности
отношений опять же. Такое ощущение, что герой песен ведёт вечный бой с
воображаемой героиней, каждый раз превращая песню если не в некролог, то в
эпитафию по неоправдавшимся надеждам, нераскрывшимся чувствам. Привет, как
говорится, от Вертинского: «Я люблю из падали создавать поэмы, я люблю из
горничных делать королев». Есть в текстах и места, которые можно считать
мостиком, перекинутым от творчества украинских поэтов начала – середины XX
века. Например, Славина строчка в интимной балладе «Сьогоднi»: «Вiзьми
собi написане – нехай воно живе» каким-то странным
образом перекликается с Александром Олесем: «Як можеш ти вiрити звукам, словам дай руку – ходiм
в мою душу, мiй храм… » Так образы украинской
поэзии оживают в массовом искусстве – чем не прееемственность
поколений? Уже
во второй раз очередной альбом группы вышел совершенно непредсказуемым – после
неистового первого, с которым пришёл успех, они выпускают полуакустический
второй, весьма спокойный, меланхоличный, местами джазовый. Третий, опять
вопреки ожиданиям, альбом – очень ровный, без заигрывания с публикой,
выдержанный в одной стилистике. По этой причине, например, в альбом не попала
одна из самых удачных песен группы – бодрый шейк «Ото була
весна». Казалось бы, сейчас группе нужно выдать нечто
однозначное, напихать ритмичных хитов для общего пользования, укрепить и без
того прочные позиции в хит-парадах... Ан нет.
Группа делает то, что им нравится в данный момент, то, к чему душа лежит, тем
самым, позиционируя альбом в расчете на молодежь, у которой в голове не одни
опилки. Альбом особенно хорош для прослушивания после ссоры или размолвки с
любимой – чтобы придать страданиям благородный налет и напомнить, что, мол,
не один ты. Добавим к этому приятно щекочущую девичьи души дрожащую Славину
хрипотцу. Андрей Архангельский (сайт «Факты», Украина), 2001 г. Трек-лист: 1. «911» муз. и
сл. – Святослав Вакарчук 2. «Я до
тебе» муз. и
сл. – Святослав Вакарчук 3. «Друг». Ч.1 муз. и
сл. – Святослав Вакарчу 4. «Друг». Ч.2 муз. и
сл. – Святослав Вакарчу 5. «Ти
соби сама» муз. и
сл. – Святослав Вакарчу 6. «Квитка» муз. и
сл. – Святослав Вакарчук 7. «Вставай» муз. и
сл. – Святослав Вакарчук 8. «Isn't
It сон» муз. и
сл. – Святослав Вакарчук 9. «Коко Шанель» муз. и
сл. – Святослав Вакарчук 10. «Сьогодни» муз. и
сл.: Святослав Вакарчук, Дмитрий Шуров 11. «Вулиця
(може все не так)» муз. и
сл. – Святослав Вакарчук Музыканты: ● Святослав
Вакарчук: вокал, клавишные
(3) ● Павел Гудимов: гитара, акустическая гитара ● Денис Глинин: барабаны, перкуссии ● Юрий Хусточка: бас-гитара ● Дмитрий Шуров: клавишные Записано в студии «Столица звукозапись»
(Киев, Украина) Саундпродюсер – Сергей Товстолужский Релизы: 2001, Real Records – Россия (CD,
MC) 2002, Lavina Music – Украина (CD) |