|
Российский рок в лицах |
||||
Российский рок: |
«Океан Эльзы» Gloria 2005 В
отличие от прочих мелких и средних водоемов, океану никогда не грозит
пересыхание. Реки живут и умирают, меняют русло и уходят в землю, даже моря
высыхают, и только океаны остаются. Эта метафора до сих пор точно
иллюстрировала всё происходящее с группой «Океан Эльзы», отметившей в этом
году некруглую 11-летнюю дату и пережившей за две первых пятилетки
неоднократные встряски, штормы, бури и периоды мирного штиля – совсем как в
природе. Желание музыкантов как-то похвалить самих себя, пропев осанну (она
же латинская gloria) своему славному прошлому и
обнадеживающему будущему, по-человечески очень понятно, благо есть что
вспомнить. В
изрядно подновлённом составе, подпитавшись свежей кровушкой, «Океан Эльзы»
вступает в 12-й год жизни, не только не порывая с музыкальным прошлым, но,
наоборот, словно ещё глубже погружаясь в него. Может быть, это попытка
противостоять до тошноты прилизанному «поп-потоку»,
может, желание укрыться от слишком агрессивной и зашоренной
современности. Это не механическая реанимация вчерашнего дня, не
перетряхивание старого гардероба (хотя некоторыми своими мелодическими и
стилистическими находками, озвученными на предыдущих альбомах, команда,
конечно, воспользовалась). Это скорее возвращение домой, к зачастую
безыскусному, не отполированному до глянцевого блеска, спокойному и
искреннему мелодичному року. В
сорока минутах альбома Gloria
преобладает простота сюжетных линий, эмоциональная спонтанность, естественная
угловатость и свободное внутреннее пространство, очерченное вкраплениями
гитарного брит-попа, блюзовых и джазовых гармоний. Впервые за много лет, по
всей вероятности еще со времен дебютного альбома «Там, де нас нема», в песнях
можно услышать вокал всех музыкантов: барабанщика Дениса Глинина, гитариста
Петра Чернявского, клавишника Милоша и басиста Дениса Дудко. И опять-таки
впервые после многолетнего перерыва «Океан Эльзы» существенно сокращает роль
синтезаторов (делая исключение для рояля и органа) и отдает предпочтение
максимально чистому рок-саунду, истоки которого можно отыскать еще в 70-х. Показные
эффекты, замысловатые зигзаги аранжировок во многих песнях отошли на второй
план. На передовой – откровенность и прямота, даже в ущерб внешней
нарядности. Это коснулось как текстов, не перегруженных образными
надстройками и вторыми смыслами, так и мелодий и аранжировок. Без
куража, конечно, не обошлось: красивая мелодия – слишком сильное искушение,
чтобы не хотелось инкрустировать ее с некоторым пафосом. Ряд вещей отличается
масштабно разыгранной внутренней драматургией, на которую «океановцы» всегда были мастерами. В
ударной композиции «Вище неба» эта внутренняя
патетика подчёркивается грандиозной аранжировкой, вовлекшей в своей вихрь
аккордеон и перкуссию, колокольчики и челесту, приглашенного гитариста и
целый хор. Пафос хит-сингла «Без бою» выражен с меньшей затратой внешних
усилий, но с не меньшим внутренним напряжением. Песня играет на нервах, то
тихо подкрадываясь, то атакуя слушателя контрастами –
громкости и тишины, струнного изобилия и грустного посвистывания, задумчивого
вступления и надрывного припева. Океаны
не пересыхают, иконы не плачут, Святослав Вакарчук без боя не сдаётся. Этот
прозрачный намёк, донесённый так убедительно, слушатели наверняка разгадают,
осмыслят и возьмут на вооружение. В ожидании следующего прилива «Океана Эльзы». Джой Тартаглия (сайт @Music, Украина), 2005 г. Трек-лист: 1. «Перша писня» муз. и
сл. – Святослав Вакарчук 2. «Ти
и я» муз. и
сл. – Святослав Вакарчук 3. «Вище
неба» муз. и
сл. – Святослав Вакарчук 4. «Сонце
сидае» муз. и
сл. – Святослав Вакарчук 5. «Николе» муз. и
сл. – Святослав Вакарчу 6. «Тинь
твоего тила» муз. и
сл. – Святослав Вакарчу 7. «Без бою» муз. и
сл. – Святослав Вакарчук 8. Gloria муз. и
сл. – Святослав Вакарчук 9. «Видчуваю» муз. и
сл. – Святослав Вакарчук 10. «Икони
не плачуть» муз. и
сл. – Святослав Вакарчук 11. «Як останний день» муз. и
сл. – Святослав Вакарчук 12. «Не питай» муз. и
сл. – Святослав Вакарчук Музыканты: ● Святослав Вакарчук:
вокал, рояль ● Пётр Чернявский:
гитара, бэк-вокал ● Денис Дудко: бас-гитара, бэк-вокал ● Милош Елич: клавишные, рояль, орган Хаммонда, бэк-вокал ● Денис Глинин: барабаны, бэк-вокал ● струнный квартет
«Коллегиум» ● хор-ансамбль «Древо» ● Киевский Филармонический
оркестр ● Милош Пунишич Пуне: аккордеон ● Виталий Телезин:
челеста, перкуссии ● Сергей Каменев: компьютеры ● Александр
Береговский: перкуссии ● Ольга Нека: бэк-вокал ● Лидия Тутуола: бэк-вокал Записано в студии «211» (Киев, Украина) Саундпродюсер – Виталий Телезин Релизы: 2005, Lavina Music – Украина
(CD) 2005, «Мистерия звука» –
Россия (CD) |