|
Российский рок в лицах |
||||
Российский рок: Я |
«Цветы» Город - Москва Год основания - 1972 Направление – поп-рок Художественный руководитель:
Стас Намин (1972-1975гг.; с 1978г.), Владимир Семёнов (1975-1976гг.), Марк
Красовицкий (1976-1978гг.) Музыкальный руководитель:
Стас Намин (1980-1982; 1986-1989гг.; с 1999г.), Сергей Дьячков (1972-1974гг.;
1975-1976гг.), Александр Слизунов (1974-1975гг.), Александр Лосев
(1976-1978гг.; 1989-1999гг.), Владимир Белоусов (1982-1986гг.) За первые 10 лет с 1969 по 1979 годы
«Цветы» сначала становятся популярными в Москве, выступая в клубах и на
студенческих вечерах, и, как лауреаты студенческого фестиваля в 1973 и 1974-х
годах выпускают две пластинки на фирме «Мелодия», становятся суперпопулярными
и их песни поет вся страна. Из-за своего непохожего на советскую эстраду
стиля группа попадает под запрет центральных советских СМИ. В 1974 году
«Цветы» начинают профессиональные гастроли и, после конфликта с филармонией и
запрета названия Министерством культуры СССР, восстанавливаются под названием
«Группа Стаса Намина», выпускают новые пластинки (1977 – «Старый Рояль», 1977
– «Рано прощаться») и начинают опять гастролировать. 1980 по 1985 — «Группа Стаса Намина» на
волне олимпийской оттепели эпизодически появляется в СМИ, и выпускает первый
альбом: «Гимн солнцу». Затем вдогонку танцевальный «Регги, диско, рок» и
«Сюрприз для месье Леграна» на французском языке. После их участия в
фестивале «Ереван-81» конфликт группы с режимом опять обостряется и «Цветы»
запрещают даже на «Мелодии». После несанкционированного Министерством
культуры участия в фестивале молодежи и студентов и совместных концертах с
иностранцами Министерство Культуры обвиняет их в антисоветской деятельности. В 1986 году вместе с перестройкой у
группы неожиданно начинается другая жизнь. «Цветы» после многомесячно
противостояния с властями впервые выезжают на Запад и за четыре года
совершают мировое турне, после чего в 1989 году группа останавливает свою
деятельность и в течение 10 лет «Цветы» не работают. В 1999 году Намин снова собирает
группу. «Цветы» отмечают свое 30-летие большим концертом. Но и после этого
концерта группа не возвращается в шоу-бизнес. «Цветы» эпизодически дают
концерты и постоянно работают в Московском Театре Музыки и Драмы, созданном
Стасом Наминым в том же 1999 году, участвуя в создании мюзикла «Волосы»,
рок-оперы «Иисус Христос Суперзвезда» и других спектаклей. Будучи с самого начала создания своего
рода авторским проектом Намина, «Цветы» в 70-80-х не имели постоянного
состава. За первые 20 лет в группе играли более 50-ти музыкантов, многие из
которых впоследствии создали свои ансамбли, стали известными композиторами и
исполнителями. Среди них: Сергей Дьячков, Александр Слизунов, Алексей Козлов,
Константин Никольский, Владимир Матецкий, Сергей Дюжиков, Александр Лосев,
Владислав Петровский, Андрей Сапунов, Игорь Саруханов, Владимир Белоусов,
Александр Маршал, Сергей Воронов, Николай Арутюнов, Александр Малинин и
другие. С 1999 года, когда «Цветы»
восстановились после перерыва, состав их не изменился: соло-гитара и вокал –
Стас Намин, соло-вокал – Олег Предтеченский, гитара – Юрий Вильнин, вокал и
клавиши – Валерий Диордица, клавиши, вокал и саксофон – Алан Асламазов,
бас-гитара и вокал – Александр Грецинин. В 2009 году, в год своего 40-летия,
«Цветы» записывают на легендарной студии Abbey Road в Лондоне все свои известные хиты, созданные
в период с 1969 по 1983 годы. Двойной альбом «Назад в СССР» становится
своеобразным итогом раннего творчества группы. В 2010 году, после своего юбилейного
концерта 40-летия, в котором традиционно участвовали ранее работавшие
музыканты и друзья группы, «Цветы» фактически впервые за 20 лет, на новом
витке жизни опять вышли на большую сцену, начали гастролировать и записывать
новую музыку. В 2011 году вышел их новый, первый
после диска «Гимн солнцу», авторский альбом «Распахни своё окно». Группа «Цветы». Официальный сайт, 2011
г. Музыканты
группы: Олег Предтеченский – вокал, гитара Стас Намин – гитара Юрий Вильнин – гитара Александр Грецинин – бас-гитара Валерий Диордица – клавишные, вокал Алан Асламазов – клавишные, вокал История Рок-группа «Цветы» была
создана в Москве в 1969 году лидер-гитаристом, в то время студентом первого
курса Института иностранных языков им. М.Тореза, Стасом Наминым. Рано
познакомившись с рок-музыкой, уже в 1964 году в Суворовском училище Стас
создаёт свою первую группу «Чародеи», а параллельно играет рок-н-ролл со
своим двоюродным братом Александром, другом и соседом по дому Григорием Орджоникидзе
и другими друзьями, в 1967 году они уже назывались – «Политбюро» и выступали
в ДК Энергетиков. В 1969-м, поступив в Институт иностранных языков им. Мориса
Тореза, становится лидер-гитаристом известной в студенческой среде инязовской
группы «Блики». В
конце 60-х Намина увлекло движение хиппи «Дети цветов», и в 1969-м под
впечатлением легендарного хиппи-рок-фестиваля «Вудсток» он создал новую
группу, назвав её «Цветы». Первым
музыкантом, которого Стас пригласил в группу, был Владимир Чугреев – фанатично
влюбленный в рок-музыку барабанщик-самоучка, он обладал незаурядной
физической силой и играл мощным роковым звуком. На клавишных инструментах в
первом составе «Цветов» играл Владимир Соловьев, в прошлом – музыкант группы
«Красные дьяволята» при Бауманском институте. Он уже тогда имел собственный
электроорган, придавший группе солидность и «фирменное» звучание. Постоянного
бас-гитариста не было, и в группе поочередно играли то басист из «Бликов»
А.Малашенков, то из «Вагабундос» - другой инязовской группы. Вокалисткой
группы стала Елена Ковалевская, студентка французского факультета иняза. Она
обладала неожиданным для того времени исполнительским драйвом и очень
красивым проникновенным голосом; публика принимала ее на «ура». Стас Намин
играл на соло-гитаре. Таков был первый состав группы «Цветы». В репертуаре в
то время, в основном, были самые модные хиты из репертуара Jefferson Airplane, Дженнис Джоплин и др. Параллельно
с учебой в Инязе, Стас с «Цветами» выступает на школьных вечерах, в клубах и институтах
Москвы (Иняз, МГИМО, МГУ, Бауманский институт и др.). Через какое-то время на
вечеринке в МИРЭА Намин увидел Сашу Лосева, исполняющего под гитару песню
Никитина «Лошади умеют плавать». Ему понравились вокальные данные и
музыкальность Саши, и он предложил ему попробовать себя в «Цветах». Несмотря
на то, что Лосев пел эстрадные песни и роком не увлекался, Стас предложил ему
освоить бас-гитару и выучить несколько песен на английском языке из
репертуара «Цветов». Тогда это были песни Джимми Хендрикса, «Дип Пёрпл» и др.
Так Лосев попал в «Цветы». В
70-м Елена Ковалевская ушла из группы, закончив Иняз, и также покинул группы
Соловьёв, а на бас-гитару вместо Малашенкова пришел Александр Лосев. Таким
образом, второй состав группы «Цветы» состоял из трех человек: Намин –
соло-гитара, Лосев – бас-гитара, Чугреев – барабаны. В
то время в Инязе часто проводились рок - вечеринки, на которых играли самые
модные группы Москвы – «Скифы», «Вагабундэс», «Второе дыхание», «Атланты»,
«Миражи» и многие другие. В качестве очередного эксперимента, Намин, помимо
уже популярных среди студентов «Цветов», создал еще одну группу -
«Деревенские мальчики и странное существо», которая играла восточную
этническую музыку на основе рока с яркими гитарными соло, вокалом и просуществовала
около года. В
1970-м Намин перешел учиться в МГУ и, естественно, с ним вместе перешла и его
группа. Цветы начали репетировать в ДК Энергетиков на Раужской набережной.
Там, куда Намин ходил слушать «Соколов», «Меломанов» и другие первые
российские рок-группы. Там же, еще до «Цветов» Намин выступал с «Политбюро» –
А.Сикорским и другими музыкантами. Там же в ДК Энергетиков, по инициативе
Намина, сделали реп базу и «Машина времени». И для Намина, и для Макаревича
территориально это было очень удобно, т.к. они жили и учились в том же
районе, а репетировали до ДК Энергетиков в Доме на набережной, где жили
некоторые музыканты из обеих групп. Однажды
во время выступления «Цветов» в клубе МГУ на улице Герцена (ныне - Большая
Никитская) пришлось перекрыть движение из-за огромной толпы поклонников.
Тогда впервые имя «Цветов» появилось в «чёрном» списке Министерства культуры
СССР, до которого дошел этот скандальный случай. Уже
при МГУ, когда в группе только остались Александр Лосев, Стас Намин и
Владимир Чугреев и к ним иногда присоединялся Алик Микоян – брат Стаса,
который раньше играл в «Политбюро». На клавишные Стас пригласил пианиста
Игоря Саульского, который раньше играл в группе «Скоморохи» а затем в «Машине
времени» и в «Цветах». В
1971 году Стас решил попробовать включить в состав «Цветов» «медную секцию».
Он пригласил своего друга по Музыкальному Суворовскому училищу трубача
Александра Чиненкова, тромбониста Владимира Нилова, а также саксофониста –
Владимира Окольздаева. Так группа выступала в 8-ой столовой МГУ и на других
рок-вечерах. Это был третий состав группы. Затем Игорь Саульский, который предложил
Стасу взять в состав еще одного саксофониста – джазового музыканта Алексея
Козлова. Стас не любил тогда джаз, но Игорь сказал ему, что Козлов мечтает
играть рок, и поможет аранжировать медную группу, и Стас согласился. Козлов
начал репетировать с «Цветами» в ДК Энергетиков. Тогда на барабаны пришел
младший Заседателев (его старший брат тоже был известным барабанщиком). В
репертуаре «Цветов» тогда были песни групп Blood,
Sweat, Tears и Chicago. Так группа выступала какое-то время на
разных джем-сейшенах. Последнее выступление группы в таком составе было в
Доме архитекторах, после чего Намин решил оставить «Цветы» в малом составе и
играть классический рок втроем. На барабаны тогда он пригласил Юрия Фокина, а
Козлов решил сделать свой ансамбль. Козлов сначала думал назвать ансамбль –
«Элита», а затем появилось название «Арсенал», куда пошли работать оставшиеся
музыканты того состава «Цветов». Стас
Намин был приверженцем музыки Хендрикса, Rolling Stones, Лосев
больше тяготел к эстраде вроде Тома Джонса и Carpenders, и под влиянием Намина начал слушать Deep Purple,
Chicago, Pink Floyd и др. рок-музыку, а приход Фокина, ярого
поклонника Led Zeppelin, сделал группу ещё более роковой. Однажды,
выступая от Университета на Московском студенческом фестивале во Дворце
Спорта «Лужники», «Цветы» исполнили композицию Джимми Хендрикса, представив
её как песню борьбы негритянского народа за свободу. А название песни Let Me Stand Next To Your Fire было переведено Стасом на русский язык как
«Разреши мне стоять рядом с огнем твоей борьбы». Во время исполнения в
публике поднялся такой ажиотаж, что группе отключили аппаратуру. «Мы видели
такое первый раз и просто перепугались», - вспоминала потом директор Дворца
Спорта «Лужники» Синилкина. Тем не менее, «Цветы» стали одними из лауреатов
фестиваля и получили право вместе с трио «Линник» (МГУ) и ансамблем «Лингва»
(Иняз) выпустить маленькие гибкие пластинки на фирме «Мелодия». Намин
отнесся очень серьезно к такой уникальной возможности и специально для этих
записей пригласил своего товарища, имеющего музыкальное образование пианиста
и композитора Сергея Дьячкова, и по его совету Владимира Семёнова, которые
помогли подготовить для записи профессиональные аранжировки. Стас говорил,
что, как и у «Битлз», у них должен быть свой Джордж Мартин. Для первой
пластинки Намин отобрал три песни, которые, по его мнению, при всей своей
традиционности позволяли группе аранжировать и исполнить их, демонстрируя ту
школу рок-музыки, которая была не знакома в официальной эстраде. Это были
песни «Звёздочка моя ясная», «Есть глаза у цветов» и «Не надо». В записи
участвовали Стас Намин (соло-гитара), Александр Лосев (бас-гитара, вокал),
Юрий Фокин (ударные), Сергей Дьячков (клавишные, вокал), Владимир Семенов
(акустическая гитара), Александр Слизунов (клавишные), женское трио Миры
Коробковой и А.Алешин (бэк-вокал). В записях также участвовал Симфонический
оркестр п/у Юрия Силантьева, среди набранных на эту запись в оркестр
музыкантов был еще никому не известный альтист Юрий Башмет. Как он сегодня
вспоминает, в то время он только приехал из Львова, в прошлом сам был
рок-гитаристом. Запись
проходила на студии «Мелодия» на четырехканальный магнитофон, на стерео,
практически с одним наложением звука и внутренними сведениями. Сначала на два
канала записывалась вся инструментальная часть без возможности каких-либо
коррекций баланса - одновременно ударные, бас, соло-гитара, акустическая
гитара, все струнные, бэк-вокал т.д., а затем наложением на эту уже готовую
фонограмму записывался сольный вокал. В вокале возможно было записывать много
дублей, и это спасло песню «Звёздочка моя ясная», так как пришлось сделать
множество вариантов, из которых потом склеивали по отдельным словам и порой
даже по звукам то, что в результате пошло на диск. Лосев не понимал, как
важно для группы выпустить пластинку на «Мелодии»: именно на вечер записи ему
достали билеты на хоккейный матч СССР - Канада и он, позвонив Стасу, сказал,
что не может прийти на студию. Только под давлением и уговорами Намина он
появился, предполагая, что быстро отделается и уйдет, но не имея опыта
студийной записи и думая только о пропущенном хоккее, не смог записать ни
одной полной фразы, плакал и просил отпустить его на матч. Дьячков поил его
коньяком, разогревая горло и заставляя спеть как можно больше вариантов, из
которых потом можно было бы смонтировать что-то достойное. В результате, было
записано более 50-ти вокальных дублей, из которых потом буквально по слогам склеивали
оригинал. Лосев тогда и представить себе не мог, что «Звездочка» станет не
только суперхитом, но и главной песней в его жизни, и, может быть, главным
его достижением. В концертах Лосев не мог спеть «Звёздочку» в оригинальной –
записанной тональности и её всегда опускали для него на тон. А. Лосев, С. Дьячков,
С. Намин, Ю. Фокин (1972 г.) Когда
записывалась инструментальная фонограмма песни «Не надо» для первой
пластинки, звукорежиссер Александр Штильман неожиданно, когда заиграла
соло-гитара, остановил запись всего оркестра и попросил убрать искажения
звука на гитаре. Стас даже не понял, о каких искажениях идет речь, так как
этот звук своего самодельного гитарного фузза он готовил к записи несколько
месяцев и очень им гордился. «Искажения» удалось отстоять, и их можно и
сейчас услышать в старых записях. Это был исторический факт, когда впервые на
фирме «Мелодия» записывалась гитара с эффектом «фузз». Также долго пришлось
уговаривать звукорежиссера поставить отдельный микрофон на бочку, так как на
«Мелодии» никто раньше не писал ритмический аккомпанемент рисунками малого
барабана и бочки в стиле Led Zeppelin. Летом
1972 года, сразу же после записи «Цветы» поехали отдыхать в Крым в
студенческий лагерь МГУ, куда также приехали «Машина времени», Александр
Градский, Сергей Грачев, группа из МГУ «Мозаика» и другие популярные тогда
студенческие коллективы. Там все много пили молодого самодельного крымского
вина, гуляли и играли на танцах. В сентябре того же 1972 года вышла первая
гибкая пластинка «Цветов», и Намин с Фокиным, вернувшись с моря, поехали
прямо на завод грампластинок на «Речном вокзале», чтобы поскорее взять ее в
руки. Было трудно представить уже то, что у группы вышла своя пластинка, а уж
тем более с таким оформлением - на обложке должна была быть фотография, где у
Юры и Стаса волосы были ниже плеч! Каково же было их удивление, когда,
выпросив пластинку у рабочих завода, они увидели, что волосы «подстрижены»
ретушером. Но счастью все равно не было границ. Когда пластинка появилась в
магазинах, она неожиданно для всех разошлась 7-миллионным тиражом и звучала
почти из всех окон страны. Тем не менее, «Цветы» продолжали вести
полуподпольное существование студенческой самодеятельной группы. Уже ставшую
популярной, ее стиль и манеру исполнения все равно не признавали средства
массовой информации, и она выступала, как и раньше, только на студенческих
вечерах. В
1974 году Намин решил попробовать профессиональную концертную деятельность в
Московской областной филармонии. В связи с этим он дополнительно пригласил в
группу пианиста Александра Слизунова, который участвовал в первых записях
группы, и гитариста Константина Никольского, своего друга ещё по институтским
рок-тусовкам. Никольский не только очень музыкально играл на гитаре, но и
писал песни. Его талант был очень близок к стилю, который Намин культивировал
в «Цветах» и они с Лосевым, будучи одного роста, не только хорошо смотрелись,
но вместе пели. Александр Слизунов – единственный профессионально грамотный в
музыке, закончил Государственную московскую консерваторию. Он тоже писал
песни и аранжировки. Вынужденный компромисс в манере исполнения, на который
группа пошла в записях, с лихвой компенсировался реальным рок-н-ролльным
драйвом в «живых» концертах «Цветов». Филармония
зарабатывала на «Цветах» огромные деньги, организовывая гастроли по три
концерта в день на стадионах и во дворцах спорта. В этих гастролях солистами
«Цветов» помимо Александра Лосева были так же Сергей Грачев, Константин
Никольский и Александр Слизунов. Из-за непосильной работы, делавшей
невозможным какое-либо творчество, начался конфликт между музыкантами и
администрацией филармонии. Лосев договорился с администратором Марком
Красовицким и на общем собрании неожиданно выступил против всей группы на
стороне филармонии. В результате Намин, Никольский и Слизунов были уволены, а
филармония, пользуясь государственным статусом, попыталась оставить у себя
название и какое-то время, используя Лосева как солиста и набрав новых
музыкантов, эксплуатировала раскрученное имя и продолжала гастрольный график
по 3-4 концерта в день. Но новаторство и свободный дух первых записей
«Цветов» не заставили долго ждать. Министерство культуры запретило и группу,
и само название «Цветы» как «пропаганду западной идеологии и идей хиппи».
После распада группы, музыканты «Цветов» были подавлены случившимся. Именно
тогда Константин Никольский написал свои песни «Я сам из тех, кто спрятался
за дверь» и «Музыкант». Александра Слизунова забрали на службу армию, а Стас
Намин сконцентрировался на учебе в Московском Государственном Университете. Через
некоторое время Стас Намин попробовал начать новый проект со своими друзьями
— группой «Удачное приобретение»: бас-гитара — Владимир Матецкий; соло-гитара
— Алексей Белов (Вайт); барабаны — Михаил Соколов; ритм-гитара и губная
гармошка — Александр Микоян. Под названием «Группа Стаса Намина» в 1975 и
1976 годах они выступили на рок-фестивалях в Таллинне и Горьком. Параллельно
Намин пытался организовать записи группы с новым названием. В 1977 году песня
«Старый рояль» стала первой записанной песней новой группы, это удалось
организовать в студии Дома звукозаписи на улице Качалова. Песня была записана
сборным составом совместно: музыкантами «Цветов» — Константин Никольский,
Александр Слизунов и Стас Намин, и музыкантами «Удачного приобретения». Только
в 1977 году Намину удалось полностью восстановить группу и, не имея права на
название «Цветы», они начали работать под именем «Группа Стаса Намина» в
качестве самодеятельной группы, как бы начав всё с нуля. В группу вошли в
1978 году, из прежнего состава «Цветов»: Стас Намин (соло-гитара), Александр
Слизунов (фортепиано, вокал), Константин Никольский (гитара, вокал), Юрий
Фокин (ударные), к ним по приглашению Намина присоединился Владимир Сахаров (бас-гитара,
вокал), который в 60-х играл в «Меломанах» – бывшие «Сокола» и с тех пор
дружил со Стасом, и Александр Микоян (гитара, вокал) – двоюродный брат Стаса,
который с начала 60-х с ним вместе начинал играть рок-н-ролл. Группа начала
профессионально гастролировать. Лосева после того, что произошло,
естественно, в группу не взяли. Правдами и неправдами, с помощью соавтора
Намина - известного поэта Владимира Харитонова, который был членом худсовета
фирмы «Мелодия», Группе Стаса Намина, уже под новым названием, удается
выпустить несколько хитов («Старый рояль» и «Ах, мама» - в 1977 году, «Рано
прощаться» и «Стучат колеса» - в 1978 году, «Летний вечер» - в 1979 году) и
она опять завоевала былую популярность. К. Никольский, С.
Намин, В. Сахаров, А. Микоян, Ю. Фокин (1978 г.) В
то время на гастроли с группой помимо основного состава ездило много
сессионных музыкантов, которые могли заменять друг друга. Кроме того, в
записях и концертах тех лет постоянно принимали участие приглашенные Наминым
в группу великолепные джазовые музыканты: Владимир Васильков (ударные) –
уникальный российский барабанщик, Александр Пищиков – тогда лучший в стране,
и один из лучших в мире саксофонистов, Арзу Гусейнов – один из лучших трубачей
страны, а также: Валерий Живетьев (вокал), Камиль Бекселеев (вокал),
Владислав Петровский (клавишник и аранжировщик из Питера) и трио Миры
Коробковой и другие. После 1978 года Юрий Фокин, Владимир Сахаров, Сергей
Дьячков, который всегда был рядом с группой, хоть и не играл в ней, и
эмигрировали за границу и Намин дополнительно пригласил в группу новых
музыкантов: молодого вокалиста и гитариста Игоря Саруханова, питерского
вокалиста и бас-гитариста Владимира Васильева и барабанщика Михаила
Файнзильберга. А. Фёдоров, А.
Сапунов, С. Намин, М. Файнзильберг, В. Живетьев, В. Васильев (1979 г.) После
10-летнего запрета официальные двери и СМИ как будто начали приоткрываться
для «Цветов», и, под давлением их уже международной популярности и множества
приглашений из разных стран, власти даже согласились выпустить их в Польшу на
фестиваль в Сопоте, но только в качестве аккомпанемента малоизвестной
прибалтийской певицы Мирзе Зивере. В 1980 году Группе Стаса Намина «Цветы» удалось
выпустить свой первый сольный альбом «Гимн Солнцу», в который вошли хиты
«После дождя», «Скажи мне да», «Богатырская сила», «Час пик», «Посвящение
Битлз», «Бах творит» и др. В записи приняли участие: Стас Намин, Александр
Слизунов, Игорь Саруханов, Владимир Васильев, Михаил Файнзильберг, Александр
Федоров (вокал), Александр Пищиков (саксофон). Тогда же группа участвовала в
съемках художественного фильма «Фантазия на тему любви» и в культурной
программе Олимпиады-80, благодаря чему ее впервые показали по телевидению. А. Слизунов, А.
Фёдоров, И. Саруханов, С. Намин, В. Живетьев, М. Файзильберг, В. Васильев
(1980 г.) Пользуясь
«потеплением», сразу же после диска «Гимн Солнцу» группа записала на фирме
«Мелодия» ещё два альбома – в качестве эксперимента в других жанрах, не
похожих на стиль «Цветов». Первый — танцевальный «Рэгги, диско, рок», всю
музыку к которому Намин написал буквально за неделю, а запись заняла всего
две недели. Тексты и аранжировки дорабатывались и придумывались прямо в
студии. Второй — «Сюрприз для мсье Леграна» на французском языке в стиле
симфо-джаз, аранжировщиком которого по приглашению Намина стал Владимир
Белоусов. В это же время Намин постепенно начал восстанавливать название
«Цветы», ставя его мелким шрифтом рядом с уже раскрученным именем «Группа
Стаса Намина». В
1980 году, после извинений и просьб Лосева, Намин соглашается снова взять его
назад в группу на испытательный срок. Первое время в концертах Лосев выходит
на сцену лишь на 2-3 песни. За 5 лет, пока он не работал в ансамбле, «Цветы»
записали много новых хитов, которые пели другие солисты группы: «Старый
рояль», «Рано прощаться», «Летний вечер», «После дождя», «Богатырская сила»,
«Гимн солнцу» и др. Приход Лосева пришелся как раз на «оттепель», и «Цветы»
впервые начали показывать по телевизору. Намин ставил Лосева в кадр на первый
план, как солиста, хотя снимался он, открывая рот под фонограммы, записанные
другими солистами: Владимиром Васильевым, Александром Федоровым, Игорем Сарухановым,
Константином Никольским, Александром Слизуновым, и др. Поэтому у зрителей
создавалось ложное впечатление, что главным солистом «Цветов» был Лосев. Это
был один из мифов, которые так часто встречаются в шоу-бизнесе. В
1981 году состав в очередной раз изменился. Васильев, Саруханов, Слизунов и
Файнзильберг создали свою собственную группу «Круг». А в «Группе Стаса
Намина» играли Владислав Петровский (клавиши), Юрий Горьков (бас-гитара),
Никита Зайцев (гитара и скрипка), Сергей Дюжиков (гитара, вокал) и Александр
Крюков (ударные). Так же Намин опять взял в состав Александра Лосева
(бас-гитара, вокал). Группа Стаса Намина «Цветы» выступила на фестивале в
Ереване и в завершении концерта завела публику. Журнал Time опубликовал о
«Цветах» хорошую статью, и группу опять официально обвинили в «подрыве
идеологических устоев страны». И фестиваль, и выступление «Цветов» стали
очередной мишенью властей. В этот период давление особенно усилилось, группе
опять запретили давать концерты в больших городах; а прокуратура РСФСР начала
следить за её каждым шагом, расследуя, где «Цветы» достают аппаратуру и
инструменты, и не скрывая цели завести уголовное дело. Это были трудные для
музыкантов времена, и поэтому состав группы часто менялся. Н. Зайцев, Ю. Горьков,
С. Намин, С. Ладынцев, В. Петровский, А. Лосев (1981 г.) В
1974 году после второго сингла, проданного «Мелодией» ещё большим тиражом,
«Цветы», подтвердив свой не похожий ни на кого стиль, закрепили свою уже легендарную
популярность. Первые
записи «Цветов» в 1970-х, включая альбом «Гимн солнцу» и по стилю, и по
исполнению по сравнению с музыкой, которую они любили и играли, были,
естественно, компромиссом, на который группа была вынуждена пойти для того,
чтобы записи прошли цензуру худсовета. В то время в советской эстраде
главенствовал стиль патриотической советской песни. Поэтому даже те, на
сегодняшний взгляд, невинные романтические песни «Цветов» прозвучали тогда
как новаторство. Они настолько отличались от существовавшего в те годы
советского стандарта, что были сразу же запрещены во всех центральных
советских СМИ. Но тогда, в начале 70-х, даже двух маленьких пластинок,
вышедших на фирме «Мелодия», оказалось достаточно, чтобы «Цветы» без всякой
дополнительной рекламы получили огромную популярность во всей стране. Их
называли «советскими Beatles», о них слагали легенды, и их песни звучали
повсюду. Альбом «Гимн Солнцу» (1981 г.) «Цветы»
стали одной из первых групп, привнесших элемент рок-музыки на советскую
эстраду, и именно с них начинался весь отечественный неформат в массовой
поп-культуре страны. Можно сказать, их песни стали предтечей отечественной поп
и рок-музыки. На них воспитывались несколько поколений поклонников и будущих
музыкантов. Альбом «Регги. Диско. Рок» (1982
г.) После
очередных проблем с властями в начале 80-х, потеряв всякие надежды на
нормальную жизнь и творчество, Намин решил больше не искать компромиссов, и в
репертуаре группы появились новые написанные им тогда песни с серьезными
социальными стихами: «Ностальгия по настоящему» (А.Вознесенский), «Идол» и «Я
не сдаюсь» (Е.Евтушенко), «Пустой орех» (Ю.Кузнецов), «Однажды ночью»
(Д.Самойлов) и другие. Это были уже не наивные романтические песни с мягким
звучанием, как раньше, и в 1983 году для «Цветов» опять закрылись СМИ и даже фирма
«Мелодия». В
1983 году Цветы сняли первый в СССР видеоклип на песню «Старый Новый Год» (на
стихи А.Вознесенского) с откровенно политическим подтекстом. Клип даже не
дошел до худсовета и впервые попал в эфир только в 1986-м в США на MTV. Даже
однозначно позитивная песня Намина «Мы желаем счастья вам», написанная в 1982
году и как бы завершившая романтический период семидесятых, была запрещена в
СМИ вплоть до 1984-1985 года. Только с помощью Александры Пахмутовой она
появилась на телевидении. В начале 80-х Группа Стаса Намина «Цветы» в
очередной раз пополнилась музыкантами: Юрий Горьков, Александр Малинин, Ян
Яненков, Александр Маршал, Сергей Григорян, Александр Крюков и другие. А
также эпизодически в «Цветах» играли многие другие музыканты. В дни Фестиваля
молодежи и студентов, вопреки запрету Министерства культуры, Группе Стаса
Намина удалось несколько раз выступить и нелегально, под видом песен
советских композиторов, записать свой новый двойной альбом с участием друзей
по фестивалю — зарубежных музыкантов. Реакцией властей стало постановление
коллегии Министерства культуры, в котором «Цветы» были обвинены в «пропаганде
Пентагона» и в «несанкционированных контактах с иностранцами». Альбом был
запрещен в СССР и только в 1986 году был издан ограниченным тиражом
эксклюзивно на экспорт по заказу ООН. Если
не считать несколько выездов в социалистические страны с выступлениями для
советских войск, когда фактически музыкантам не разрешалось выходить из
военных гарнизонов, то можно сказать, что впервые группа «Цветы» выехала за
границу в 1985 году. Это была пятидневная поездка в Западную Германию,
которая случайно состоялась через Общество Дружбы (СОД) в момент, когда
руководство Министерства культуры было в отъезде. Альбом «Мы желаем счастья вам!»
(1985 г.) Но
настоящие зарубежные гастроли «Цветов» начались в 1986 году. Это было самое
начало перестройки. «Группа Стаса Намина» стала первой советской рок-группой,
которая после полугодового скандала с Министерством культуры и ЦК партии и
только благодаря веяниям нового времени связанным с приходом Михаила
Горбачева к власти, смогла выехать в 45-дневный тур по США и Канаде. Реклама
концертов группы Стаса Намина в США была организована на серьезном
общенациональном уровне в крупнейших СМИ, и скандал с отменой тура мог бы
плохо отразиться на имидже начинающейся перестройки. А. Малинин, А. Лосев,
С. Намин, Ю. Горьков, А. Солич, С. Воронов (1986 г.) Помимо
участия в мюзикле «Дитя мира» группа дала серию сольных концертов для
американской аудитории в самых престижных рок аудиториях Нью-Йорка, Бостона,
Лос-Анжелеса, Сан-Франциско, Миннеаполиса, Сиэтла, Вашингтона и других
городов Америки и Канады. Там же состоялись джем-сейшены и встречи с Йоко
Оно, Питером Гэбриелом, Кени Логинсом, Полом Стенли и многими другими
легендарными музыкантами. Эта
поездка открыла для «Группы Стаса Намина» новую жизнь. Группа сразу после США
смогла вылететь в Японию по приглашению Питера Гэбриела на рок-фестиваль
Japan Aid 1st. Затем в течение нескольких лет группа гастролировала по
Восточной и Западной Европе, Африке, Австралии, Южной и Северной Америке и
многим другим странам. В
1989 году, после окончания своего мирового тура, Стас Намин официально
остановил деятельность группы «Цветы». Музыканты «Цветов» начали работать над
своими собственными сольными проектами. Сергей Воронов основал группу
«Кроссроудз», Александр Солич стал одним из создателей «Морального Кодекса»,
Николай Арутюнов — «Лиги Блюза», а Малинин собрал свой ансамбль и стал
солистом. Лосев не смог сам создать собственный ансамбль и репертуар, как это
сделали другие музыканты и, бросив музыку, пошел работать в мастерскую по
ремонту автомобилей. В 1993 году Намин решил помочь Лосеву сделать свой
ансамбль, пригласил туда музыкальным руководителем пианиста и аранжировщика
Владислава Петровского, раньше игравшего в «Цветах», и они с Лосевым
приглашали в группу разных сессионных музыкантов. Намин дал возможность
Лосеву со своим ансамблем репетировать и записываться у себя в Центре. Он
также дал возможность Лосеву и Петровскому использовать на па первых порах
название «Цветы» и известный репертуар. Намин также рекламировал ансамбль
Лосева в СМИ, представляя как «Цветы», т.к. это был единственный способ для
Лосева остаться в профессии и зарабатывать деньги. Но творческими вопросами
ансамбля не занимался и не продюсировал его, как свой ансамбль «Цветы». Позже
Лосев стал выступать под названием «Александр Лосев и старый состав группы
Цветы», хотя из состава «Цветов» там был только он и Владислав Петровский.
Несмотря на это, Намина не запрещал Лосеву использовать название «Цветы» и
даже поощрял это, зная его тяжелую ситуацию и плохое здоровье. В
1987 году на основе музыкантов так же работавших в «Цветах» (А. Яненков,
А.Маршал, А.Белов, А.Львов) Стасом Наминым была создана и к 1989 году
раскручена на весь мир группа «Парк Горького». Группа
«Цветы» фактически не существовала в течение десяти лет (с 1989-го по
1999-й), если не считать нескольких проектов, для которых Намин собирал
некоторых музыкантов «Цветов» и дополнял их сессионными. Одним из таких
проектов была акция «Голосуй или проиграешь» в 1996 году, в которой из бывших
«Цветов» приняли участие только 3 музыканта: Александр Лосев, Владислав
Петровский и Сергей Латынцов, а остальными были сессионные музыканты из
ансамбля Лосева. C. Григорян, В. Петровский, А. Лосев, С. Прокофьев, С. Маркин
(1990 г.) В
1999 году Стас Намин снова собрал группу. Учитывая, что раньше в группе
никогда не было постоянного состава, в этот раз, на новом ветке жизни
«Цветов», Намин решил сразу собрать такой состав, который бы больше не
менялся и мог вместе создавать репертуар, аранжировки и развиваться. Сначала
в группу Стас пригласил Валерия Диордица – вокалиста, клавишника и
аранжировщика, который играл в группе «Формула». Уникальные голосовые данные
и музыкальность Валерия вызывали восторг у всех, кто его слышал. Затем в
группу пришел гитарист Юрий Вильнин. Это редкий музыкант, обладающий помимо
высокой техники, редким умением не играть лишних нот. Зная разные музыкальные
направления, он особенно отличался особым звуком, играя современный рок.
Бас-гитарист Александр Грецинин был третьим, кого пригласил Намин в команду.
Как профессиональный музыкант высшего класса, Грецинин умеет играть любую
музыку, но его стилистика в роке точно подошла «Цветам». К тому же Саша
хорошо пел. Притом, что Диордица был несомненным лидером-вокалистом, но Намин
хотел, чтоб в группе был еще один лидер-вокалист, который по стилю больше
подходил бы к ранним «Цветам». Однажды друг Стаса – Платон Лебедев, приехав
из Самары, сказал, что видел там потрясающего вокалиста. Но Стас не поверил ему,
и сказал, что он как непрофессионал попал под эмоциональное впечатление.
Тогда Платон предложил, что сам привезет его в Москву показать Стасу и через
неделю Олег Предтеченский появился в театре Стаса Намина. Оказалось, что
Платон был прав, и Предтеченский сразу удивил всех уникальными вокальными
данными и при этом человеческими качествами – воспитанностью и благородством,
которые, несомненно, важны для солиста. «Цветы» «Цветы» работали в Московском
Театре Музыки и Драмы, созданном Стасом Наминым в том же 1999 году,
участвовали в создании мюзикла «Волосы», рок-оперы «Иисус Христос
Суперзвезда» и других спектаклей. И Предтеченский и Диордица не только играли
в группе, но и исполняли ведущие вокальные партии. Последним в группу пришел
Алан Асламазов – это великолепный пианист, саксофонист и аранжировщик. Таким
образом, в «Цветах» как и в Битлз оказалось три лидер-вокалиста – Олег
Предтеченский, Валерий Диордица и Александр Грецинин, а Алан и Юра помогали
им бэк-вокалом. «Цветы» отметили свое тридцатилетие большим концертом, в
котором приняли участие многие работавшие ранее в группе музыканты и друзья –
звезды отечественной рок-музыки. Но и после этого концерта они не вернулись в
шоу-бизнес. В России группа давала только редкие эксклюзивные концерты, в
основном гастролируя за рубежом: Швеция, Израиль, Великобритания, США,
Германия, Китай, Южная Корея и т.д. Осенью
2009 года, к своему 40-летию, «Цветы» записали все свои известные песни,
созданные в период с 1969 по 1983 годы, на легендарной студии Abbey Road в Лондоне.
Если в 70-х, находясь под давлением властей, «Цветы» были вынуждены
записываться эпизодически в разных студиях, в разное время, разными
составами, то сегодня группа, как бы восстанавливая историческую
справедливость, записала все свои хиты в одно время одним составом на одной,
и при этом лучшей, студии мира. В. Диордица, Ю.
Вильнин, А. Грецинин, А. Асламазов, О. Предтеченский, С. Намин (2009 г.) Двойной
альбом «Назад в СССР» включает 24 песни, которые действительно возвращают
поклонников группы назад в молодость, в 70-80-е годы. 6
марта в Москве, в новом шеститысячном зале «Крокус Сити Холл», прошел большой
юбилейный концерт в честь 40-летия группы, в котором традиционно приняли
участие музыканты, ранее работавшие в группе, а также гости – известные рок и
поп-звезды, такие как: Ю.Шевчук, А.Макаревич, Г.Сукачев, Н.Носков,
Л.Гурченко, А.Маршал, Д.Ревякин, Ю.Чичерина, Е.Хавтан и др. В
свой сорокалетний юбилей «Цветы», на новом витке жизни, впервые через двадцать
лет, вышли на большую сцену. В
2011 году вышел новый альбом «Распахни своё окно» – первая серьезная
авторская работа группы за 30 лет после выпущенного в 1980-м году альбома
«Гимн Солнцу». В новый альбом вошли 17 песен, большинство из которых были
созданы в 80-х годах и из-за запретов остались незаписанными и неизданными.
Также в альбоме две неизданные ранее песни Сергея Дьячкова, автора «Честно
говоря», «Не надо» и др., и русская народная песня из репертуара Федора
Шаляпина «Солнце всходит и заходит». В альбом вошли и две совершенно новые
композиции группы: «Гимн героям нашего времени» и песня «Распахни свое окно»,
которая и дала название альбому. Лирическая
основа альбома – это стихи поэтов-шестидесятников Евгения Евтушенко, Давида
Самойлова, Николая Рубцова, Булата Окуджавы, Андрея Битова и др., а основа
музыкальная – классический мелодический рок, который «Цветы» исповедуют на
протяжении уже более 40 лет. Своим
новым альбомом группа «Цветы» открывает современный этап своего творчества.
Если «Назад в СССР» подытожил первый период творчества группы, собрав все
известные и неизданные песни, написанные в 70-е, а точнее с 1969-го по 1983-й
годы, то «Распахни своё окно» – это следующий период, который начался в
середине 80-х и продолжается по сей день. В репертуаре сегодняшних «Цветов»
есть и лирические песни, и социальные, и философские, записанные со звучанием
и аранжировками мирового рок-н-ролла XXI века, и с драйвом, который раньше не
пропускала цензура, и который мало кто ожидает от «Цветов», зная их только по
ранним записям. Альбом «Распахни своё окно» (2010
г.) В
альбоме «Распахни свое окно» «Цветы» не изменяют своему избранному с самого
начала стилю – яркие мелодии, поэтические тексты, сложные полифонические
аранжировки и высокий профессионализм исполнения. Всемирное
общество звука Society of Sound,
созданное Питером Гэбриелом, эксклюзивно выбрала этот альбом для своих
VIP-клиентов как самую интересную работу года. Группа «Цветы». Официальный сайт, 2011
г. Участники коллектива Стас
Намин гитара / художественный и музыкальный
руководитель (1969 – 1975 гг.; с 1976
г.) _________________________________ Олег
Предтеченский вокал, гитара (с 1999 г.) _________________________________ Юрий
Вильнин гитара (с 1999 г.) _________________________________ Алан
Асламазов клавишные, вокал (с 2002 г.) _________________________________ Экс-участники: Александр Лосев
– вокал, бас-гитара (1972-1978;
1980-1999) _________________________________ Владислав Петровский (клавишные): 1976-1978; 1981-1990 Юрий Горьков (бас-гитара, вокал): 1981-1989 Юрий Фокин (барабаны): 1972-1979 Олег Лицкевич (вокал): 2001-2008 Александр Крюков (барабаны): 1981-1987 Александр Солич (бас-гитара,
клавишные): 1983-1989 Сергей Дюжиков (гитара, вокал): 1976-1978; 1981-1984 Александр Слизунов (клавишные, вокал): 1974-1975; 1978-1981 Владимир Белоусов (клавишные): 1982-1986 Александр Малинин (вокал, гитара): 1983-1987 Александр Маршал (бас-гитара, вокал): 1983-1987 Александр Яненков (гитара): 1983-1987 Сергей Григорян (барабаны): 1986-1990 Владимир Васильков (барабаны): 1981-1984 Сергей Воронов (гитара, вокал): 1986-1989 Сергей Дьячков (клавишные, вокал): 1972-1974; 1975-1976 Константин Никольский (гитара, вокал): 1974-1975; 1978-1979 Игорь Саруханов (гитара, вокал): 1979-1981 Владимир Васильев (бас-гитара, вокал): 1979-1981 Михаил Файнзильберг (барабаны): 1979-1981 Александр Микоян (гитара): 1978-1979 Владимир Сахаров (бас-гитара, вокал): 1978-1979 Никита Зайцев (скрипка, гитара): 1981-1982 Группа «Цветы» на
концерте, 2011 г. Дискография Студийные альбомы: «Цветы», 1979 сборник «Гимн солнцу», 1980 альбом
№1 «Сюрприз для мсье
Леграна», 1981
сборник «Регги. Диско. Рок»,
1982 альбом №2 «Мы желаем счастья вам!»,
1985 альбом №3 «Назад в СССР», 2009 сборник «Распахни своё окно»,
2010 альбом №4 Концертные альбомы: «Ностальгия
по настоящему», 2001 2005, SNC (CD) Компиляции и синглы: «Цветы» (Single) 1973, «Мелодия» (LP) «ВИА
«Цветы» (Single) 1974, «Мелодия» (LP) 1978, «Мелодия» (LP) «Вокально-инструментальная
группа Стаса Намина» (Single) 1977, «Мелодия» (LP) «Песни
С.Намина на сл. В. Харитонова»
(Single) 1979, «Мелодия» (LP) «Группа
Стаса Намина» (Single) 1980, «Мелодия» (LP) «Группа
Стаса Намина «Цветы» (Single) 1982, «Мелодия» (LP) «Ах,
эти танцы» (Single) 1982, «Мелодия» (LP) 1983, «Мелодия» (LP) «Прозрачная
стена» (Single) 1983, «Мелодия» (LP) «Мы
желаем счастья вам!» (Best of) 1995,
SNC (CD) «Летний вечер» (Best of) 2006,
Bomba Music (CD) Видеография Клипы: «Старый
Новый Год», 1983 Концертное видео: «Ностальгия
по настоящему», 2001 2003, SNC (DVD) Последнее
редактирование: 14.02.2012 |