Российский рок в лицах - "Урфин Джюс"

Российский рок в лицах

Главная

Другие российские исполнители

Зарубежная музыка

Гостевая

О сайте

Российский

рок:

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ы

Э

Ю

Я

«Урфин Джюс»

Город - Екатеринбург

Годы существования: 1980-1986

Направление – прогрессив-рок

Художественный и музыкальный руководитель - Александр Пантыкин

Одна из наиболее интересных групп русского рока первой половины 80-х, «Урфин Джюс» был организован в декабре 1980 г. Александром Пантыкиным после его ухода из экспериментальной музыкальной студии «Сонанс», впоследствии трансформировавшейся в группу «Трек». В первый состав «У.Д.» кроме Пантыкина (вокал, бас, клавишные) вошел гитарист Юрий Ринк (Богатиков) и экс-барабанщик «Сонанса» Иван Савицкий. Практически с самого начала рядом с ними находится и отставной диск-жокей Илья Кормильцев, ставший автором всех текстов группы.

Андрей Козлов. «Кто есть кто в советском роке», 1991 г.

Музыканты группы (1982–1986гг.):

Александр Пантыкин – бас-гитара, вокал

Егор Белкин – гитара

Владимир Назимов - барабаны

История

В первой половине 1980-х годов свердловский «Урфин Джюс», во главе которого всегда стоял разносторонний и образованный музыкант, композитор, аранжировщик и продюсер Александр Пантыкин, был одной из самых влиятельных групп страны: ее новые работы ждали с нетерпением, а по выходе скрупулезно обсуждали, каждый поворот в ее музыкальной эволюции становился знаком принципиально нового этапа, а творчество в целом в значительной степени повлияло на рок-музыку всей страны.

«Урфин Джюс» появился на свет в декабре 1980. Основатель группы Александр Пантыкин дебютировал на сцене еще в 1973 как пианист и певец школьной группы «Слепой музыкант», которая два года спустя, с поступлением части ее музыкантов в Свердловский архитектурный институт, трансформировалась в литературно-музыкальную студию САИ. Они поставили спектакль на стихи Эдуардаса Межелайтиса и получили приз на студенческом фестивале в Риге, однако ещё через год, когда помыслами Пантыкина и его коллег, бас-гитариста Игоря Скрипкаря и барабанщика Ивана Савицкого, уже овладели идеи синтеза рока и академической музыки, поэтическая фракция студии отпочковалась в фолк-рок-группу «Каталог», а оставшиеся трое, взяв новое название «Сонанс» и расширив состав, добились впечатляющего успеха на рок-фестивале в подмосковной Черноголовке (1978).

В дальнейшем взгляды Скрипкаря и Пантыкина на музыку начали расходиться все больше и больше. В декабре 1980 Пантыкин ушел и вскоре вывел на дорогу собственное пауэр-рок-трио «Урфин Джюс»: Пантыкин (бас, клавишные, вокал), Юрий «Ринк» Богатиков (гитара) и Иван Савицкий (барабаны). (Оставшаяся часть «Сонанса» превратилась в «Трек» и стала главным творческим соперником «Урфина Джюса» на местной музыкальной сцене). После трехмесячных репетиций, в процессе которых Савицкого за барабанами сменил Александр Плясунов, «Урфин Джюс» дебютировал 1 апреля 1981 в большом зале Политехнического института. Почти сразу в «Урфине Джюсе» появился собственный текстовик — самобытный поэт Илья Кормильцев.

К июлю 1981, когда в Свердловске состоялся рок-фестиваль, организованный студенческим клубом Архитектурного института, «Урфин Джюс» уже заслужил репутацию лучшей группы города, что и подтвердил врученный им жюри приз. Однако к этому времени Пантыкин уже решил, что в своем нынешнем виде «Урфин Джюс» не отвечает его художественным задачам и, завершив на местной телестудии запись его дебютного альбома «Путешествие», без колебаний распустил группу. Ринк Богатиков позднее играл в «Кунсткамера», «Апрельском марше» и биг-бэнде Владимира Чекасина; Плясунов — во «Встречном движении», «Прологе» и «Самой по себе».

Впрочем, всего пару месяцев спустя на сцену вышел «Урфин Джюс» второго созыва: места в нем заняли гитарист Игорь «Егор» Белкин (p. 15 апреля 1962, Верхняя Пышма Свердловской области) из также отмеченной на фестивале группы «Р-Клуб» и барабанщик Владимир «Зяма» Назимов из группы «Бумеранг». Той же осенью новый «Урфин Джюс» принял боевое крещение на фестивале студенческой песни «АзИСИ-81», где получил диплом 3-й степени. С декабря 1981 по март 1982 «Урфин Джюс» усиленно репетировал, готовя материал для двух новых альбомов — в конечном счете, они были объединены под одной обложкой и увидели свет летом 1982 как «15» (или «Пятнадчик»). К этому времени послужной список «Урфина Джюса» украсило участие в фестивале Opus 82 в Вильнюсе (где также играли питерские «Россияне»). Именно тогда «Урфин Джюс» вступил в свою наиболее продуктивную фазу, а его стиль приобрел законченность: в основе его музыки лежал жесткий, математически выверенный хард-рок, трансформированный влияниями барокко, неоромантизма и академического авангарда. Тем не менее, своей следующей программе музыканты группы дали название «Жизнь в стиле Heavy Metal» — популярное жанровое определение здесь относится скорее к образу жизни, нежели к исполнительской манере музыкантов.

Александр Пантыкин, Владимир Назимов, Егор Белкин (1984 г.)

В 1985 « Жизнь» после длительных проволочек и переделок, наконец, увидела свет. Альбом отличала большая, нежели прежде, холодность исполнения и некоторая академичность звучания, что стало косвенным признаком дефицита новых идей. Посетивший к тому времени очередной фестиваль Ленинградского рок-клуба Пантыкин уловил смену умонастроений публики и начал постепенно охладевать к собственному детищу. В этот период он все чаще обращается к сотрудничеству с другими местными музыкантами — рамки «Урфина Джюса» стали ему тесны.

Выступление «Урфина Джюса» на 1-м фестивале новорожденного Свердловского рок-клуба в июне 1986 было прохладно встречено слушателями, восторженно принимавшими «Наутилус Помпилиус», «ЧайФ» и «Настю». Попытки расширить состав группы (в этот период с «Джюсом» репетировали бас-гитарист Вадим Шавкунов и саксофонист «Наутилуса Помпилиуса» Алексей Могилевский) особого успеха не имели, и группа незаметно распалась к весне следующего года.

Белкин записал соло-альбом «Около радио» (1986), на котором в последний раз присутствовал весь «Урфин Джюс», проехал по стране в составе сводного оркестра Свердловского рок-клуба («Наутилус Помпилиус», «СайФ» и Группа Егора Белкина); позднее он стал продюсером и гитаристом группы «Настя», в которой играли и Назимов, и Шавкунов. Впоследствии он был участником Nautilus Pompilius (в два захода), работал на «Студии NP» и окончательно вернулся на сцену с Настей Полевой.

Послужной список Назимова включает «Настю», «ЧайФ», «Наутилус Помпилиус», «Ассоциацию», «Студию NP» и т. д.

Пантыкин, помимо работы с Белкиным и «Настей», долгое время репетировал с почти ежедневно менявшим состав и название собственным бэндом, работал в студии или на сцене буквально со всеми уральскими группами — одним словом, оставался ключевой фигурой местной рок-сцены.

В середине 90-х годов все записи «Урфина Джюса» были ремастированы и изданы на компакт-дисках.

Андрей Бурлака, 2000 г.

Участники коллектива

Александр Пантыкин

вокал, бас-гитара / художественный и музыкальный руководитель (1980 - 1986 гг.)

_________________________________

Егор Белкин

гитара (1982 - 1986 гг.)

_________________________________

Владимир Назимов

барабаны (1982 - 1986 гг.)

Другие музыканты:

Юрий Богатиков (гитара): 1980-1981

Иван Савицкий (барабаны): 1980-1981

Александр Плясунов (барабаны): 1981-1982

Группа «Урфин Джюс» на концерте, 1986 г.

Дискография

Компиляции:

«Легенды русского рока» (Best of)

2000, Moroz Records (CD, MC)

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz