Российский рок в лицах - "Ночные снайперы"

Российский рок в лицах

Главная

Другие российские исполнители

Зарубежная музыка

Гостевая

О сайте

Российский

рок:

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ы

Э

Ю

Я

Реклама:

«Ночные снайперы»

Город – Санкт-Петербург

Год образования - 1993

Направление – поп-рок

Художественный и музыкальный руководитель - Диана Арбенина

 

Изящные как китайские статуэтки, хрупкие и нервные, иногда возвышенные, иногда ироничные, а порой с острым привкусом драмы (есть в них что-то от музыки к воображаемому спектаклю), песни «Ночных снайперов» стали, пожалуй, первой настоящей сенсацией на рубеже третьего тысячелетия (не случайно, именно так назывался ставший для них прорывом к массовой публике альбом), когда после долгих лет безвестности, а потом культовой славы о группе из Питера узнала вся страна. Правда, как это не раз случалось в прошлом, главным испытанием для неё стали не огонь и вода, а медные трубы славы, давление шоу-бизнеса и внимание масс-медиа.

Андрей Бурлака, 2004 г.

Музыканты группы:

Диана Арбенина – вокал, гитара

Иван Иволга – гитара

Сергей Макаров – бас-гитара

Андрей Титков - клавишные

Дмитрий Горелов - ударные

История

Изначально их было двое. Диана Арбенина (впрочем, тогда ещё не Арбенина, но это совсем другая история) родилась 8 июля 1974 под Минском, однако, в возрасте трёх лет уехала с семьёй в Магаданскую область и провела детство близ посёлка Ягодное, где когда-то родился Юрий Шевчук! Сочинять песни, как и полагается, начала в школьные годы, а в 1993, решив получить диплом филолога, отправилась в Питер.

Светлана Сурганова родилась 14 ноября 1968 в Ленинграде, собиралась стать врачом, но всегда была неравнодушна к музыке: в детстве начала осваивать скрипку, свою первую группу собрала ещё в школе, а вторую - в медицинском училище, хотя первым серьёзным музыкальным опытом стало для неё участие в группе Петра Малаховского «Нечто иное», а потом, вместе с ним, в «Двоюродных близнецах». Летом 1993, когда она уже училась в Педиатрическом институте, кто-то из друзей познакомил её с Дианой Арбениной.

Послушав песни друг друга, девушки решили, что из них выйдет превосходный дуэт. Его дебют состоялся в том же сентябре на Всероссийском фестивале авторской песни в ДК им.Ленсовета, где Диана и Света удостоились звания лауреатов. Однако, жизнь в разных городах не способствовала творческому прогрессу, и в начале декабря Сурганова на свой страх и риск отправилась в Магадан, где безымянный покуда дуэт с декабря по май отыграл пятьдесят концертов в клубе «Империал». Там же дуэт был окрещён «Ночными снайперами»: согласно легенде, местный автолюбитель, углядев на улице двух девушек с продолговатыми футлярами в руках (скрипка и гитара), смело предположил, что они идут либо на охоту, либо с охоты!

Набравшись опыта и обзаведясь эффектным названием, «Снайперы» вернулись в Питер, 12 июня 1994 уже в новом качестве дебютировали в клубе «Засада» и с этого момента начали шаг за шагом выстраивать свои не всегда простые отношения с питерским рок-сообществом. Поначалу концертов было немного - клубная сцена была в зачатке; к тому же, Света заканчивала медицинский институт, а Диана - филфак ЛГУ, однако, получив по диплому, они занялись активной музыкальной деятельностью.

В 1995 девушки записали свой дебютный домашний альбом «Вторая пуля», но широкого распространения он не получил. Позже на студии «Маэстро» «Ночные снайперы» при поддержке Пети Малаховского (собравшего к тому времени новую группу «Ульме») записали песни «Тоска», «Белые люди» и «Ты уйдёшь».

К тому времени в Питере начали появляться и исчезать разнообразные клубы («Белый кролик», «Романтик», «Классик» и т.п.), многие из которых охотно предоставляли «Снайперам» свою сцену. Группа засветилась на телевизионном конкурсе «Весь Петербург», участвовала в фестивале некоммерческого рока «Бабье лето» и в двенадцатичасовом музыкальном шоу «Русский модерн».

В ноябре 1996 дуэт выступил перед студентами Den International Hojskole в Ельсихоре и Орхусе (Дания). В том же году «Ночные снайперы» начали работу над акустическим альбомом «Свобода» и примерно тогда же задумались о том, чтобы сделать электрическую версию своей программы.

 

С. Сурганова, Д. Арбенина (1997 г.)

Это удалось реализовать в феврале 1997, когда к девушкам присоединились бывшие участники группы «Вакуум» Денис Дулицкий, гитара, Юрий Дегтярёв, бас, и Алексей Иванов, барабаны. Весной в этом составе «Ночные снайперы» приняли участие в фестивале акустического рока, проходившем в клубе «Перевал», а летом отметились в круглосуточном музыкальном шоу «Невский десант» у стен Петропавловской крепости, были гостями персональной выставки художников Алана Майера и Игоря Голубенцева (к слову, одного из создателей «Засады») на студии «Добролёт», выступали в клубах «Континент», «Тайфун», «Анна», Joy, «Аэроплан» и, наконец, попали в надолго ставший для них идеальной концертной площадкой зал «Зоопарка».

Электрический состав постепенно распался (Дулицкий позднее в «Полюсах», а Дегтярёв и Иванов в «С.К.А.»), но «Ночные снайперы» продолжали набирать темп. Весной 1998 звукорежиссёр «Зоопарка» Сергей Григорьев («Белый ангел», позже «Торба-на-Круче») записал двойной альбом группы «Капля дёгтя в бочке мёда». В качестве гостя на нём появилась саксофонистка «Бабслэй» Вера Дорн. В том же августе «Караван Рекордз» выпустил альбом на двух кассетах, а позднее переиздал его на компакт-диске. На песню «Солнце» был снят клип.

 

А. Иванов, Ю. Дегтярёв, Д. Арбенина, С. Сурганова (1998 г.)

К этому времени сложился характерный стиль группы: этакий сплав авторской песни и шансона (разумеется, не русского), приправленный арт-роком в его уральской трактовке, нео-романтикой и современным битом - вероятно, можно обозначить его как поп-импрессионизм - а в текстах в равных пропорциях присутствовали девичья патетика и совсем не женская самоирония. Признание росло от концерта к концерту. Проблем с репертуаром тоже не возникало: не успев надоесть поклонникам с первой программой, «Снайперы» сделали вторую и продолжали гастролировать: Магадан, Выборг, Псков, Омск, Дания, Швеция, Финляндия, далее везде.

Альбом «Капля дёгтя в бочке мёда», 1998 г.

В конце 1998 директором группы стала Света Лосева, известный фотограф и бывший директор группы «Ноль». Разглядев потенциал «Снайперов», она вернула их к мысли собрать полноценный электрический бэнд, чтобы выйти из клубов на более масштабные площадки. По инициативе Лосевой, старинной поклонницы Nautilus Pompilius, к «Снайперам» присоединилась оказавшаяся без работы ритм-секция этой группы, Игорь «Гога» Копылов, бас, и Альберт Потапкин, барабаны. Первый концерт этого состава состоялся на сцене клуба «Спартак» в январе 1999. Сыграв десяток концертов дома и обкатав программу, группа отправилась в Тольятти, где с успехом выступила на фестивале «Автоград» (26-28.02.99).

В августе 1999, на волне нарастающего интереса к «Ночным снайперам», фирма Manchester выпустила альбом «Детский лепет», в котором были представлены домашние и студийные записи группы «доисторического» периода - с 1989 по 1995 (включая записи Сургановой с «Нечто иное»). Тогда же была записана и демо-версия нового акустического альбома с рабочим названием «Канарский». Месяцем позже «Снайперы» приняли участие в мемориальном концерте «Россияне навсегда», посвящённом тридцатилетию этой легендарной группы. Появился клип на песню «Колыбельная», показанный по РТР в начале декабря.

Однако, сама группа в это время была вынуждена решать кадровый вопрос: в сентябре Борис Гребенщиков пригласил Копылова и Потапкина в новую версию своего «Аквариума», поэтому на протяжении осени в «Ночные снайперы» пришли Иван Иволга, гитара, Сергей Шевченков, бас, и Сергей Сандовский, барабаны. Иволга, приехавший в Питер из Владивостока, и Сандовский, который начиная с 1975 играл в группах «Странники», «Генератор белого шума», «Пепел», «Рок-око», «Засада», а потом прославился как гитарный мастер, чуть раньше встретились в группе «Стоп-тайм», а Шевченков играл у Паши Кашина и в «Опасных соседях». Он, правда, задержался ненадолго: в январе 2000 к «Снайперам» вернулся Гога Копылов, не ужившийся с «мозговыми рыбаками».

 

И. Иволга, С. Сурганова, С. Сандовский, Д. Арбенина, И. Копылов (2000 г.)

Группа продолжала много выступать, причём, как в электричестве, так и по старой памяти, акустическим дуэтом, к которому периодически присоединялся флейтист «Зимовья зверей» Егор Мажуга.

Всё это время Лосева неотлучно сидела в Москве, окучивая офисы столичных компаний звукозаписи и, в конце концов, в ноябре 2000 добилась взаимности от всесильной Real Records, которая в марте 2001 выпустила ставший для «Ночных снайперов» их tour de force альбом «Рубеж». Записал его на студии «Добролёт» гитарист «Алисы» Женя Лёвин. Альбому сопутствовал клип на песню «31-я весна», мгновенно ставшую фаворитом телеканалов и радиостанций.

Альбом «Рубеж», 2000 г.

Всплеск популярности группы был подобен взрыву: песни альбома зазвучали на волнах всех русскоязычных станций, её участников наперебой приглашали в модные теле-шоу, «Снайперы» начали мелькать на всяческих гала-концертах, в звёздных солянках и на обложках журналов. Успех был на грани скандала, ибо за группой следовал шлейф слухов, вполне сознательно провоцируемых в интервью самими участниками группы.

Помимо России и ближнего зарубежья «Ночные снайперы» совершили бросок за Океан, дав серию весьма удачных концертов в США в компании с «Чижом & Co». Свой «рубежный» год они закончили первым за долгое время акустическим концертом в столичном клубе «Б2».

Однако, помимо очевидных плюсов популярность имела свои минусы. Поскольку отныне группой руководили хозяева Real, началось её форматирование под стандарты культивируемого ими «рокапопса», по сути дела, осовремененного варианта советских ВИА, и освобождение от всего, что этому мешало. Первой была уволена Света Лосева (позже она менеджировала молодую группу «Лифт»). Летом, когда «Снайперы» записывали на «Добролёте» несколько новых песен, Сандовского (позже Cherry Wine, «Синяя птица») сменил ученик Игоря Доценко (DDT) мурманчанин Дмитрий Горелов (экс-«Чуфелла Марзуфелла»). Наконец, к началу 2002 уволился и Гога Копылов, место которого занял москвич Дмитрий Честных, до этого нигде особо не засветившийся.

 

Д. Горелов, С. Сурганова, Д. Честных, Д. Арбенина, И. Иволга (2002 г.)

Следующий альбом «Ночных снайперов» «Цунами» был записан в феврале 2002 на студии Евгена Ступки в Киеве, включал четырнадцать совершенно новых песен группы и должен был выйти в апреле, однако, по разным причинам дата его выхода несколько раз переносилась, и он увидел свет лишь в декабре. Между тем, группа продолжала гастролировать по всей стране и за её пределами, а в сентябре 2002 разогревала своих кумиров, британцев Muse, на презентации российской версии журнала New Musical Express в Лужниках.

Альбом «Цунами», 2002 г.

«Цунами» имел предсказуемый успех, но стал знаком новых перемен, ибо все песни на нём принадлежали перу Дианы Арбениной, а всего через несколько дней, 19 декабря, было объявлено, что «Ночных снайперов» покидает Светлана Сурганова - ещё осенью она начала работу над своим соло-альбомом, однако, до последнего момента никто не подозревал о её уходе.

Следующей весной Светлана собрала собственную группу, назвав её «Сурганова и Оркестр», и выпустила дебютный альбом, показавший, что её художественное развитие происходило в совершенно ином направлении, нежели эволюция самих «Ночных снайперов». Света быстро восстановила свой звёздный статус и вновь продолжает интенсивную музыкальную карьеру.

На какое-то время её уход расколол аудиторию «Снайперов» и вызвал массу кривотолков, но мало помалу всё устаканилось. Чтобы заполнить возникший в аранжировках вакуум, в ряды группы был спешно введён известный джазовый клавишник Алексей Самарин (экс-Belinov Blues Band, Groovin' High) - он, в частности, играл со «Снайперами» на летнем фестивале «Нашествие», но позже решил возобновить соло-карьеру, и его место занял ещё один москвич Айрат Садыков.

Несмотря на перестановки в составе, группа продолжала методично окучивать страну, и хотя в 2003 Арбенина окончательно перебралась в Москву, время от времени «Ночные снайперы» наведывались в Питер, давая концерты в клубах «Старый Дом», Red, «Порт» и т.д. В январе 2004 их новым бас-гитаристом стал Фёдор Васильев, а дискографию группы пополнил альбом «Тригонометрия».

 

И. Иволга, Д. Горелов, Д. Арбенина, Ф. Васильев, А. Титков (2006 г.)

____________________________________________

Альбом SMS, 2004 г.

____________________________________________

Альбом «Бонни & Клайд», 2007 г.

____________________________________________

фото В. Комиссарова

Д. Горелов, Д. Максимов, Д. Арбенина, А. Титков, И. Иволга (2009 г.)

____________________________________________

Альбом «Армия 2009», 2009 г.

Андрей Бурлака, 2004 г.

Участники коллектива

 

Диана Арбенина

вокал, гитара / художественный и музыкальный руководитель (с 1993 г.)

_________________________________

фото Алексея Воронина

Иван Иволга

гитара (с 1999 г.)

_________________________________

 

Дмитрий Горелов

ударные (с 2001 г.)

_________________________________

 

Андрей Титков

клавишные (с 2006 г.)

_________________________________

Экс-участники:

 

Светлана Сурганова – скрипка, вокал (1993-2002)

_________________________________

Дмитрий Максимов (бас-гитара): 2006-2011

Айрат Садыков (клавишные): 2003-2006

Игорь Копылов (бас-гитара): 1998-1999; 2000-2002

Сергей Сандовский (ударные): 1999-2001

Дмитрий Честных (бас-гитара): 2002-2004

Фёдор Васильев (бас-гитара): 2004-2006

Денис Дулицкий (гитара): 1997-1998

Юрий Дегтярёв (бас-гитара): 1997-1998

Алексей Иванов (ударные): 1997-1998

Альберт Потапкин (ударные): 1998-1999

Сергей Шевченков (бас-гитара): 1999-2000

Сергей Пешков (бас-гитара): 2002

Алексей Самарин (клавишные): 2003

 

Группа «Ночные снайперы» на концерте, 2011 г.

Дискография

Студийные альбомы:

«Детский лепет», 1997 демо-альбом

«Капля дёгтя в бочке мёда», 1998 альбом №1

«Алмазный британец», 1999 мини-альбом

«Рубеж», 2000 альбом №2

«Цунами», 2002 альбом №3

SMS, 2004 альбом №4

Koshika, 2005 сборник

«Бонни&Клайд», 2007 альбом №5

«Армия 2009», 2009 альбом №6

Концертные альбомы:

«Живой», 2001

2002, Real Records (CD)

«Тригонометрия», 2003

2003, Real Records (CD)

 «Тригонометрия-2», 2005

2005, Real Records (CD)

«Живаго в Лужниках», 2007

2009, Real Records (CD)

Компиляции:

«Новая коллекция» (Best of)

2009, «Монолит» (CD)

«Новое и лучшее» (Best of)

2010, Real Records (CD)

MP3 собрания:

«Только лучшее»

2009, Moroz Records (CD)

Видеография

Клипы:

«Колыбельная по-снайперски», 1999 (реж. – Наталья Курсанова)

«Питерская», 2000 (реж. – Виктор Тихомиров)

«31-я весна», 2000 (реж. – Александр Солоха)

«Кошка», 2001 (реж. – Павел Руминов)

«Розы», 2002 (реж. – Дмитрий Иванов)

«Катострофически», 2002 (реж. – Михаил Сегал)

«Только ты», 2003 (реж. – Александр Хван)

«Асфальт», 2004 (реж. – Максим Рожков)

«Юго-2», 2004 (реж. – Кирилл Мурзин)

«Куба», 2005 (реж. – Максим Рожков)

«Актриса», 2006 (реж. – Лариса Пальцева)

«Светофоры», 2006 (реж. – Алан Бадоев)

«Кукуруза», 2006 (реж. – Лариса Пальцева)

«Морячок», 2007 (реж. – Виктор Придувалов)

«Прекрасных дней», 2008 (реж. – Диана Арбенина)

«Побег», 2009 (реж. – Лариса Пальцева)

«Армия», 2009 (реж. – Дин Мухаметдинов)

Fly, 2010 (реж. – Ирина Оренова)

Концертное видео:

«Живой», 2001

2003, Первая видеокомпания (VHS)

Концерт в клубе «Спартак», 2001

2002, «Бомба-Питер» (VHS)

«Тригонометрия-2», 2005

2005, Real Records (DVD)

«Живаго в Лужниках», 2007

2011, Real Records (DVD)

Последнее редактирование: 21.03.2012

 

 

Сайт управляется системой uCoz