Российский рок в лицах - Александр Иванов

Российский рок в лицах

Главная

Другие российские исполнители

Зарубежная музыка

Гостевая

О сайте

Российский

рок:

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ы

Э

Ю

Я

Реклама:

Александр Иванов

фото Виктора Лаврешкина

Город - Москва

Родился в 1961 г.

Инструменты: вокал, гитара

Направление – софт-рок

Известный российский рок-музыкант Александр Иванов принадлежит к числу успешных людей, которые, что называется, «сделали себя сами». И всему, чего он достиг в музыке за двадцать с лишним лет, он обязан, прежде всего, непрерывной работе над собой. На западе это называется made yourself, когда всё, начиная от музыкального направления до сценического образа – есть проявление яркой и неординарной личности самого артиста. Его творческий путь – это своеобразная «лестница в небо», по которой он идет до сих пор. Когда-то одноименная композиция культовых Led Zeppelin была любимой песней Александра Иванова. Он до сих пор убежден, что у каждого человека должна быть своя «лестница» и свои «ступеньки», по которым он поднимается на пути к самосовершенствованию. И первой «ступенькой» его «лестницы» стало решение, принятое им сразу после возвращения из армии в 1981 году. Именно тогда, Александр, оставив мечту о спортивной карьере, отправляется в свои первые гастроли в составе группы «Радуга», навсегда связав всю свою дальнейшую жизнь с музыкой.

сайт President Model Management, 2010 г.

Биография

Музыка ворвалась жизнь маленького Саши Иванова стремительно и бесповоротно. Всё началось с «Бременских музыкантов», а вернее с похода в кинотеатр «Ангара», куда семилетний Саша отправился вместе с родителями. После просмотра какого-то замечательного фильма, они всей семьей решили заглянуть в отдел грампластинок небольшого канцелярского магазина, расположенного неподалеку. Родители купили себе диск популярного тогда Николая Сличенко, а своему сыну – саундтрек к мультфильму «Бременские музыканты». Вскоре пластинка становится любимой и неделями не сходит с проигрывателя, а до боли знакомые строчки «Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету» еще долгое время звучат в душе будущего музыканта.

Нельзя сказать, что после знакомства с музыкантами из далекого Бремена, Саша Иванов тут же отправился в музыкальную школу и стал заучивать гаммы, но в дальнейшем именно в Германии состоялся его первый выход на сцену, а первая поездка заграницу пробудила желание «бродить по белу свету».

Пока же всё шло своим чередом. Ещё с третьего класса Саша увлекся дзюдо. В своё время он закончил московскую спортивную школу №210, состоял в спортивном обществе «Динамо», был неоднократным чемпионом Москвы и призером различных соревнований. Дело шло к спортивной карьере.

Но, музыка вновь постучалась в дверь квартиры Сашиной семьи на этот раз в лице его закадычного друга Сережи Нагайцева. Тот собирался во Дворец пионеров, что на Воробьевых горах на прослушивание для участия в рок-опере «Мальчиш-Кибальчиш» и пришел просить друга составить ему компанию. Тут происходит совершенно хрестоматийная история. Друг проваливается, а 15-летнего Сашу Иванова просят что-нибудь спеть. Тот поначалу, отшучивается, мол, я вроде как не певец, пришел друга поддержать, и вообще у меня соревнования на носу. «Причем, здесь ваш нос», – говорят, – «пойте, раз пришли». Он спел «Там, где клен шумит». Его, конечно же, приняли – по-другому быть и не могло. Друг был обескуражен, но дружба из-за этого не расстроилась.

Так наряду с тренировками и соревнованиями в его жизни появляются ещё репетиции и выступления, а вместе с ними приходит и профессиональное ощущение сцены. Но, спорт в то время был для него гораздо важнее, и если он и грезил о карьере, то, скорее, о спортивной, нежели музыкальной. И все бы так и сложилось, если бы не армия.

Однажды, проходя мимо солдатского клуба, рядовой Иванов услышал звуки музыки. С этого дня он становится постоянным гостем репетиций солдатского ансамбля. Вскоре, Иванову успевшему продемонстрировать свои вокальные и музыкальные способности, предложили стать участником коллектива. Тогда же ему в голову пришла очередная идея. Познакомившись поближе со своим земляком – прапорщиком Витей Саша Иванов убедил его в том, что ансамбль должен обязательно участвовать в многочисленных фестивалях и вечерах дружбы, которые проводились в различных городах Германии. Вскоре мысль о музыкальном продвижении обросла новыми подробностями. И начальнику штаба (кстати, большому поклоннику духовых оркестров) была преподнесена идея создания внештатного полкового оркестра. Тот, загорелся энтузиазмом ребят, и дал им задание выбрать среди сослуживцев талантливых ребят, которые либо играли на духовых инструментах или их можно было этому научить. Так с легкой руки Александра Иванова и его друга-прапорщика Виктора в танковом полку появился внештатный полковой оркестр. И если во время его первых выступлений на построениях, весь полк покатывался со смеху, наблюдая за нестройно вышагивающими оркестрантами, то уже через полгода, во время одной из генеральских проверок, начальника штаба просто распирало от гордости за свое детище.

Первоначально в оркестр шли все, кто не хотел заряжать и обслуживать танки – большинство новоявленных музыкантов понятия не имели о музыке. Старший сержант был единственным, кто умел играть на трубе. Он то и занялся обучением «новобранцев», и вскоре ежедневные шести-семичасовые занятия принесли результат. В дальнейшем, в оркестре, постоянно требовавшем пополнения (ребята, отслужив положенный срок, уходили на дембель), стали появляться настоящие профи. Для этого прапорщик, уезжая в пересылочный пункт в Веймаре, специально для оркестра подбирал солдат с музыкальным образованием или с опытом работы в ансамблях. После одного из такого заезда в части появился барабанщик Николай Сафонов, с которым впоследствии Александр Иванов затеет революцию в «Рондо». Когда Сафонов – профессиональный музыкант, сбежавший со службы в официальном полковом оркестре, показал свое музыкальное мастерство, ребята, воодушевленные уровнем его профессионализма, тут же окунулись в ежедневные многочасовые репетиции. (Александр Иванов до сих пор считает, что те полтора года ежедневных многочасовых занятий музыкой заменили ему учебу в музыкальном училище и послужили основой для того, багажа, с которым он продолжил свой артистический путь.) будущие коллеги по «Рондо» Иванов и Сафонов выбрали разные инструменты, Николай – малый барабан, а Саша – тарелки. Вскоре в оркестре появились клавишник Владимир Кирюшкин, потрясающий гитарист Юрий Гаптарев и другие классные музыканты. (С Владимиром Кирюшкиным Александр Иванов впоследствии пересекся в Рязанской областной филармонии, потом тот работал у Бари Алибасова в группе «Интеграл», а затем уехал в Америку, где занимается музыкой и по сей день.)

Оркестр, значительно расширенный и пополненный, в том числе и профессиональными музыкантами, становится частым участником всевозможных фестивалей, где он нередко занимал, первые места, а его музыканты общались с коллегами из Польши, Чехии, Германии. От первых поездок за границу вместе с ансамблем и оркестром у Александра Иванова остались самые яркие воспоминания.

Германские гаштеты, кафешки, супермаркеты, казавшиеся кукольными домишки немецких фермеров, зарубежные музыкальные каналы, транслировавшие выступления легендарных Deep Purple, Van Halen, Beatles, Led Zeppelin – все эти признаки благоденствия перевернули мировоззрение молодого человека.

Тогда заграница показалась глянцевой сказкой. Но желания остаться в сказке не возникло. Чего действительно захотелось, так это – путешествовать. И знакомая с детства мелодия вновь заиграла в душе.

Из армии он вернулся совершенно другим человеком – а его встретила другая страна. Безмятежные семидесятые уступали место бунтующим восьмидесятым. Еще через каких-то пять лет и Горбачёв станет генсеком, а слово «перестройка» прочно войдет в лексикон все еще советских граждан. Но уже тогда в самом начале 80-х в обществе произошли некоторые изменения. Вернувшемуся из армии Иванову они показались грандиозными. Если в 79-м такие группы как «Аракс», «Високосное лето», «Машины времени» выступали лишь в студенческих аудиториях, а в 11 вечера Москва засыпала глубоким сном, то после «Олимпиады-80» в Советский Союз ворвался ветер свободы. На смену единственному в Москве ночному кафе в Шереметьево-2, где собирался весь столичный бомонд, пришли дискотеки, на которых голоса советских песняров чередовались с итальянскими эстрадниками.

Первым делом он вернулся в спортивное общество «Динамо», восстановил форму, но обещания предоставить работу, так и остались обещаниями. Он, как любой молодой человек торопился жить – стремился устроить личную жизнь, на которую хотел зарабатывать сам, не ожидая помощи от родителей. Потому, когда предложили поработать в московской группе «Радуга» при Кзыл-ординской филармонии, он сразу согласился. Был опыт работы в музыкальном коллективе, а после общения с зарубежными коллегами, появился и интерес к той другой музыке. Спустя несколько дней Александр вместе с группой уехал на гастроли в Казахстан.

Хотя в общественном сознании уже начинали происходить глобальные изменения, в сфере культуры до перемен было далеко. Музыканты новой прозападной волны тогда только появлялись, многие из них начинали свой творческий путь в самодеятельных коллективах. Они сами и их музыка были другими, и совершенно не вписывались в общую концепцию советской эстрады. До профессиональной сцены надо было дорасти. Это сейчас только вылупившийся из продюсерского гнезда артист, сразу же получает эфиры, столичные концертные залы и стадионы. Тогда в Москве выступали только заслуженные и народные артисты, а все остальные, в частности и те, кто хотел играть рок-н-ролл – ездили с концертами по регионам. Исключение составляли лишь немногие артисты с кремлевскими связями. Найти работу в Москве музыкантам было еще сложнее. Сейчас трудно представить, но когда-то и Алла Пугачева была неизвестной артисткой и, работая от Липецкой филармонии, также как многие её коллеги выступала в различных российских городах, Александр Барыкин работал при Грозненской филармонии и др.

На маленьком допотопном автобусе «Кубань» со скошенной дверью, в котором с трудом помещалась аппаратура, группа «Радуга» объездила чуть ли не весь Казахстан, нередко преодолевая расстояния в 500 километров. Джусалы, Джалагаш, Козалинск, Аральск, Чиили – для Александра Иванова – это не просто названия городов, а места, где он провел немалую часть своей жизни.

Отдаленность от Москвы обернулась возможностью немного пренебречь стандартным ограничением – «исполнять до 80% музыки советских композиторов» – в репертуар «Радуги» были включены песни «Машины времени», «Аракс», Deep Purple, Beatles, Led Zeppelin. Параллельно создавали собственные композиции.

Вскоре пришлось распрощаться с казахстанскими степями, задумчивыми верблюдами и величественными аксакалами. Ребята поругались с руководителем, контракт не был продлен, а возвращаться домой было не на что. Лишь только продав аппаратуру, они смогли добраться до Москвы.

Потом была работа в ансамблях «Алло», «Аэропорт», группах «Кратер», «Монитор». Музыкальная карьера Иванова набирает обороты, появляется опыт, из общения со старшими коллегами по цеху Иванов выносит не только байки, но и определенное отношение к сцене. И самое главное – именно в этот период проявилось еще одно качество будущего артиста – стремление экспериментировать и собирать различные коллективы.

В 84-году в перерыве между работой в филармониях он оказался в компании очень интересных и творческих людей – его пригласили поработать в молодежной экспериментальной студии во дворце культуры «Коммуна» при хлопчатобумажном комбинате им. Фрунзе, расположенном на Варшавском шоссе недалеко от станции метро «Тульская». Собравшаяся под руководством Александра молодежь экспериментировала во всем – сварили сцену из пластика, одни из первых приглашали на проходившие при дворце дискотеки различные коллективы. Частыми гостями дворца были группы «Браво», «Ария», Владимир Пресняков-мл. Именно тогда у Александра завязались тесные дружеские отношения с руководителем группы «Браво» Евгением Хавтаном. И когда у того возникли проблемы, связанные с арестом Жанны Агузаровой, Александр без лишних раздумий предоставил им репетиционную базу, а для поездки в летний студенческий лагерь МАИ в Алуште – музыкальную аппаратуру. Спустя два года именно Евгений позвонил Иванову и рассказал о том, что руководитель московской группы «Рондо» Михаил Литвин ищет нового солиста.

Его, конечно, же, приняли. Иначе и быть не могло. Работали в бешеном темпе, давая по 30-40 стадионных концертов в месяц. Программа Валерия Гольденберга «Рок-панорама» при Московской областной филармонии была очень популярна. В рамках нее выступали такие коллективы как «Лотос» с Андреем Сапуновым, «Браво» с Жанной Агузаровой, группа Константина Никольского «Зеркало мира», «Мастер» и др. В питерском дворце «Юбилейный» «Рондо», Жанна Агузарова и Константин Никольский отыграли сразу 10 аншлаговых концертов, а потом еще столько же в «Олимпийском» в Москве.

В 1986 году «Рондо» и «Браво», как самым перспективным молодежным рок-группам страны, предложили принять участие в первом телемосте «Москва – Нью-Йорк», который затеяли известные в то время телеведущие Фил Донахью и Владимир Познер. Жаркие споры на тему, в какой из двух стран, недавно объявивших о прекращении «холодной войны», живется лучше, делали передачу интересной как для американцев, так и для пока еще советских граждан. И в нью-йоркской, и в московской студиях присутствовала, в основном, молодежь. Группы, представлявшие новую волну российских рок-музыкантов, имели возможность спеть в прямом эфире одну, две песни. Таким образом, американские зрители могли получить некое представление о современной музыке перестроечной России. Одна из композиций, исполненных «Рондо» во время этой прямой трансляции называлась «Самый умный класс». Участие в телемосте стало знаковым событием не только для музыкантов «Рондо» и «Браво», но и для всей российской рок-музыки. Впоследствии, приехавших с концертами в Америку участников «Рондо» узнавали на улицах и брали автографы, рассказывая о том, что впервые увидели их в телемосте «Москва – Нью-Йорк».

 

Группа Михаила Левитина «Рондо», 1986 г.

Не менее знаковым событием для Александра Иванова стало участие в записи и съемках русского аналога песни We all are the world. На Западе для исполнения этой композиции пригласили всех ведущих звезд. Тогда же у популярного певца Криса Кельми возникла идея сделать аналог этого своеобразного гимна музыкантов, отражающего единство взглядов и приверженность к популярной музыке. Для создания бесспорного хита были приглашены музыканты из самых популярных рок-команд – «Машины времени», «Круиза», «Аракса», «Чёрного Кофе» и др., а также еще совсем молодой солист «Рондо» Александр Иванов. Но музыка не знает возрастов – во время записи в студии царила необыкновенная атмосфера. Совместная работа настолько сплотила музыкантов, что сразу по ее завершении они всей братией отправились в гости к Сергею Минаеву, где общались, выпивали, спорили, фотографировались на память и, конечно же, неоднократно «замыкали круг». А под Новый год песня, записанная при участии продюсера «Утренней почты» Марты Могилевской и еще нескольких ее коллег, была показана в «Новогоднем огоньке». Появившись в передаче центрального телевидения в компании звезд отечественной рок-музыки, Александр Иванов автоматически становился с ними в один ряд. Но вскоре вместе с популярностью, сопровождавшую работу в «Рондо», пришло чувство неудовлетворенности собственным творчеством. Александру Иванову, да и многим участникам группы не нравился ни репертуар, ни бутафорские образы накрашенных парней с начесами. Михаил Литвин в стремлении соответствовать новым веяниями ориентировался на стиль Дэвида Боуи, Duran Duran, Roxy Music. Иванову же было ближе творчество коллективов, игравших глэм-рок. Рано или поздно назревавший конфликт вылился бы в открытое противостояние. Ситуация разрешилась весьма неожиданно.

В 87 году Михаил Литвин, в связи с ухудшением здоровья собирался эмигрировать в США – о чем знали все участники «Рондо». Но перед отъездом он успел продать название группы – фактически раскрученный брэнд – Леониду Плавинскому. Узнав об этом, все музыканты «Рондо» ушли от своего директора.

Михаил Литвин и Леонид Плавинский набрали новый состав, заставили нового солиста выкрасить волосы в белый цвет и выдавали его за Иванова, объясняя несоответствие комплекции, тем, что тот, мол, поправился после женитьбы. Какое-то время в Москве существует две группы «Рондо». Даже после эмиграции Михаила Литвина, музыканты набранного им состава долгое время отказывались вернуть название прежним – настоящим участникам популярной группы. (Им удалось отсудить кассовое название лишь в 1989 году при активном содействии Стаса Намина и руководителя «Веселых ребят» Павла Слободкина).

Оставшись без директора, ребята почувствовали свободу – поменяли репертуар, имидж, стали выезжать заграницу. Самое главное, что они не боялись экспериментировать, делать что-то новое. Не было пресловутого страха пропасть, потеряться на фоне других групп – коллектив под руководством 28-летнего Иванова с азартом пустился в самостоятельное плавание.

И они показали. Их самостоятельная поездка на Аландские острова в Финляндии, где проходил фестиваль, посвященный борцу за свободу Нельсону Манделе, завершилась грандиозным успехом. Центральным событием поездки стал, конечно же, концерт, в котором помимо команды Иванова участвовали финские, шведские, немецкие, норвежские группы и один коллектив из США. Благодаря яркой и неординарной шоу-программе группа «Рондо» стала настоящим открытием фестиваля – во время песни «Видео» ребята, переодетые в костюмы, показывали мини-сюжеты из американских боевиков, и маршировали как блюстители порядка, исполняя одноименную песню. Необычное выступление музыкантов из России оценили и запомнили многие, в том числе и организаторы мероприятия. После Аландских островов группу «Рондо» стали приглашать на многочисленные рок-фестивали, проходящие во многих странах мира. Большая часть песен, показанных в Лапландии, вошли в альбом «Блюститель порядка», выпущенный в 1988 году.

Напоследок заграница подарила незабываемую встречу. Уже в Хельсинки за два дня до отъезда ребята пообщались с еще одним русским – Алексеем Беловым из группы «Парк Горького». Бывший соотечественник жил в то время финской столице и готовился к отъезду в США. Вот так в одном из финских клубов зародилась дружба русских музыкантов.

Приехав в Москву, ребята окончательно перешли на работу в Московский музыкальный центр в парке культуры иморького, которым руководил Стас Намин. Он продюсировал в общей сложности около 40 коллективов, ориентированных на запад, в частности таких команд как «Парк Горького», «Лига Блюза», «Бригада С», «Калинов Мост», «Альянс», «Нюанс» и др. В 1988 году во время приезда Рональда Рейгана в Москву ММЦ стал одной из ключевых площадок, где проходили мероприятия, приуроченные к этому международному событию. Стас Намин организовал музыкальный фестиваль, на который были приглашены зарубежные исполнители, и Александру Иванову выпала честь спеть с Ховардом Джонсом и звездой ВудстокаМелани. Участники интернационального трио исполнили две композиции We shall over come и Stay by me. Выступление вместе с мировыми звездами перед семитысячной аудиторией подарило Александру необыкновенные ощущения, а через год артист испытал своеобразное дежавю наоборот, когда в качестве иностранной звезды зажигал перед миллионами американцев. В 1989 году состоялись гастроли Иванова и его команды на Аляску, открывшие «Рондо» для Америки и Америку для «Рондо». Любопытные янки встречали их как национальных героев, а на пресс-конференциях задавали смешные вопросы вроде: «Это правда, что у вас в Москве медведи с балалайками по улицам ходят?».

После потрясающих по своей энергетике концертов в шести городах Аляски их пригласили выступить на континенте – в Сиэтле, Сан-Франциско и Лос-Анджелесе. Но, Стас Намин, решил сфокусировать внимание на «Парке Горького», у которых тогда уже был заключен контракт с фирмой PoliGram, и остановил «Рондо» на полпути. Последним американским городом, который они посетили во время тех гастролей, стал Сиэтл штата Вашингтон. Америка осталась позади. Но и пятнадцати городов было достаточно. Их уже ждали в Финляндии, Швеции, Японии, Польше, Болгарии, Таиланде, и Сингапуре и в других странах.

Перестройка, гласность, новое мышление и родимое пятно на горбачевской лысине, как символ перемен. Ко времени возвращения ребят из Америки разрешился вопрос с названием коллектива. В 89-м «Рондо» вновь стала единственной и неповторимой, а Леонид Плавинский был вынужден переименовать свой коллектив в группу «Миссия» при Московской областной филармонии. Они победили. Эйфория после Аляски плавно перетекает в загруженный гастрольный график – города, люди, страны, события – все как он хотел. Мечты сбываются. А все хорошее, остается в памяти. В тот период хорошего было даже слишком много для одного человека. Всё ещё находясь под впечатлением от американской поездки, ребята записали англоязычный (за исключением пары песен) альбом «Убей меня своей любовью», совершенно непохожий на предыдущие работы «Рондо». Лидер «Парка Горького» Алексей Белов подарил им две композиции, а на заглавную песню альбома, которая называлась Kill me with your love, режиссером Михаилом Хлебородовым и оператором Сергеем Козловым и был снят видеоклип, ориентированный на западный рынок. Впервые навеянное Америкой творчество ребят услышали в Японии, куда группа «Рондо» в ноябре 1989 года отправилась для участия в фестивале Armenia Aid, все средства от продажи билетов которого пошли на помощь детям пострадавших в результате землетрясения в Армении. Российские музыканты отработали два классных концерта, один из них состоялся токийском клубе «Сито-клаб», считавшимся чудом японской акустики. В город Осака, расположенный в 600-х километрах от японской столицы ребята добрались за считанные часы на скоростном поезде, следовавшим со скоростью 200 км/час. Но, самым трогательным было то, что их японские фэны проследовали за своими кумирами до Осака на маленьких туристических автобусах. Отказавшись от посещения радио и телевидения, музыканты, посвятили оставшееся время осмотру достопримечательностей, а также покупке подарков и сувениров для родных и близких, не забыв при этом про видеомагнитофоны, которые на родине было невозможно достать.

Концерты «Рондо» в Осака и Токио были записаны прямо во время выступления. Треки, привезенные впоследствии в Москву и сведенные на студии Стаса Намина, вошли в альбом ««Рондо» в Японии» (Live) 1990 года.

После участия «Рондо» в популярных «Рождественских встречах у Аллы Пугачевой» на ТВ, прима советской эстрады пригласила их в одноименный гастрольный тур по Средней Азии, в который также поехали Ольга Кормухина, Филипп Киркоров, группа «А-студио» и другие артисты. Азиатские гастроли включали такие города как Ташкент, Душанбе, Фрунзе и другие. Концерты проходили прямо на стадионах и собирали до сорока тысяч человек. В Ташкенте, к примеру, в центре стадиона была собрана небольшая круглая сцена и артистам во время исполнения песни, приходилось делать несколько кругов (пешком, на машине или лошадях) по огромному футбольному полю, чтобы зрители могли их увидеть.

В 89–90 гг. «Рондо» активно гастролирует и с будущим зятем самой популярной певицы Союза – Владимиром Пресняковым. В то время Саша и Володя были очень близкими друзьями, настолько, что Иванов один из первых узнал о том, что Пресняков «безумно влюблен» в дочь Аллы Борисовны – Кристину.

В 90-х «ступенек» стало так много, что приходилось просто бежать, перескакивая с одной на другую. Уже покорив американских и японских слушателей, «Рондо» отправляется в соцстраны – Болгарию, Польшу, Литву, которые тоже стали для них своеобразным открытием. А во время гастролей по прибалтийским республикам «Рондо» неожиданно наткнулись на одноименный коллектив, местного происхождения. На этот раз дело закончилось не судом, как в 80-х, а совместными концертами «Рондо плюс Рондо», окончательно покорившими всю Прибалтику.

Несмотря на многочисленные зарубежные гастроли, желания остаться в заграничной сказке у Иванова так и не появилось даже спустя годы. Его все также тянет домой, в его «неласковую» Русь. Музыканту нравилось выступать ночных клубах столицы, которые можно было пересчитать по пальцам.

Тогда в начале 90-х они только-только появлялись и были в диковинку. «Рондо» можно было встретить в «Джампе», располагавшемся в здании спорткомплекса «Дружба» в Лужниках, «У Лиса» в «Олимпийском» или в «2Х2» в «Ленкоме». В последний как-то заглянули приятели Иванова, только что вернувшиеся из Сингапура, и привезли хорошие новости – группу «Рондо» приглашают поработать в течение месяца в одном из сингапурских ночных клубов в отеле «Мандарин», владельцам которого понравилась музыка ребят.

Пока основной состав «Рондо» грел спины на тайском солнышке, гитарист и саундпродюсер группы Игорь Жирнов, оставшийся в Москве, сводил и занимался мастерингом глэм-хардового альбома группы «Добро пожаловать в рай», записанного еще до отъезда ребят в Сингапур. В 93-ем Геннадий Мартов, Дмитрий Рогозин в тандеме с Игорем Жирновым, только что пришедшим в коллектив из «Джокера», начали формировать материал. Через три-четыре месяца репетиций музыканты приступили к записи, которая проходила в студии у Аллы Пугачёвой в спорткомплексе «Олимпийский». Получился актуальный хард-роковый альбом общественно-социальной направленности. «Рай» был в кавычках, а сама пластинка, отражала то, что происходило в те тревожные дни в Москве, когда Белый дом был расстрелян из танков. Во время записи было много экспериментов – приглашали рэперов, в частности работавшего с Богданом Титомиром ди-джея Ежа, который читал рэп в композиции «Предок мне купил Harley Davidson». В мощных бэк-партиях пели Александр Монин, Дмитрий Ремишевский, Игорь Куприянов и другие вокалисты. Альбом был ориентирован на запад, поэтому было очень много сленга, совместных русско-американских оборотов, в русскоязычные версии вставляли английские слова.

Выпущенная уже по возвращении музыкантов из тайской ссылки летом 94-года, пластинка «Добро пожаловать в рай» явила миру то, что представляла на тот момент российская группа «Рондо». Красивый, стильный и модный альбом запомнился такими композициями как «Глоток ночи», «Я возвращаюсь к себе» и «Ты сжигаешь мосты», адресованная российским солдатам – своеобразный привет из армейских лет от Саши Иванова, написавшего слова и музыку. Песня «Белый бультерьер», замеченная Аллой Пугачевой, была показана в «Рождественских встречах» в 94 году. На некоторые песни из «Рая» были сняты концертные видеоклипы.

В 95-м году от компании «Бекар-рекордс», которую возглавлял Александр Шульгин, поступило предложение выпустить диск-сборник лучших баллад группы «Рондо». Ребята приняли предложение и занялись подготовкой альбома, в который вошли такие композиции как «Я буду помнить», «Ну и пусть», «На одной земле», «Я вернусь», переписанные в новой аранжировке. Песня «Ночной пленник», исполненная в Александром Ивановым вместе с грузинским артистом Теймуразом Боджгуа, была посвящена ребятам погибшим в Афганистане. Еще одна интересная композиция этого альбома – баллада Элвиса Пресли Cant help falling in love with you в новой оригинальной аранжировке. Сборник «Лучшие баллады» от «Рондо» был выпущен в 1995 году, а через год музыканты отметили десятилетие коллектива масштабным концертом в Московском Дворце Молодежи с участием старых друзей из «Парка Горького». Песни, исполненные именинниками и их «американскими» гостями, записывались прямо во время выступления и в таком «живом» концертном варианте вошли в двойной альбом «Прошлое-Живое», выпущенный в том же 96-м году. Гитары еще не успели остыть, как справивший десятилетие коллектив, уже мчался в большой юбилейный тур по городам постсоветского пространства. Таким был 96-й.

На пороге девяностых возникла потребность высказаться, создать что-то своё. Хотелось сделать собственный проект, под которым можно было подписаться «Александр Иванов». С поэзией он дружил давно, с детства читал стихи, а томики Ахматовой, Цветаевой, Пастернака, Гумилева всегда были частыми «собеседниками». С поэзии началась сольная карьера. Вместе со своим гитаристом Олегом Аваковым они написали музыку на стихи Марины Цветаевой «Я зову дождь». В записи песни принял участие известный музыкант Вадим Голутвин со своим ярким неповторимым почерком. В итоге получилась красивая симфоническая баллада, совершенно не похожая на то, что Александр делал в «Рондо».

В 95-м году Александр Иванов познакомился с тогда еще неизвестным поэтом-песенником Сергеем Трофимовым, который предложил часть своих песен. Иванов выбрал несколько композиций, в частности – «Боже какой, пустяк!», «Я постелю тебе под ноги небо», «Ночь», «Нежность», «Я здесь живу», которые и вошли в первый сольный альбом «Грешной души печаль», выпущенный в 1997 году и имевший огромный успех. Альбом, открывший «нового» Александра Иванова, сразу стал национальным бестселлером (причем не только в России, но и в Южной Корее, где тоже был издан, после того, как песня «Я зову дождь» на стихи М. Цветаевой была выбрана в качестве лейтмотива популярного телевизионного сериала).

Альбом «Грешной души печаль» (1996 г.)

Весной этого года по предложению компании «Артлайн Интертеймент» Александр Иванов и «Рондо» дали два больших аншлаговых сольных концерта в ГКЦЗ «Россия» при участии малого струнного оркестрового состава, после которых сильно изменилось отношение к группе со стороны организаторов, рассматривавших их ранее только как рок-музыкантов. У «Рондо» значительно расширилась аудитория, а музыкантов помимо стадионов стали приглашать выступить в камерных залах небольших помещениях с хорошей акустикой. Лидер группы – рок-музыкант, вдруг ставший романтиком – вообще стал центром всеобщего внимания. После выхода диска «Грешной души печаль», Александр Иванов, открывший стране еще одну грань своего таланта, был буквально нарасхват – приглашения участия в различных эстрадных проектах сыпались буквально отовсюду. Еще во время работы над первым сольным альбомом, многие композиции из которого уже звучали на радиостанциях, Александру предложили принять участие в проекте «Ночь в опере» на телеканале НТВ, где многие звезды российской эстрады исполняли классические арии. Иванову предложили спеть отрывок из арии Ленского «Куда, куда вы удалились» из оперы «Евгений Онегин», фрагмент из которой он записал на мосфильмовской студии вместе с большим симфоническим оркестром кинематографии под управлением Сергея Скрипки и приглашенными им музыкантами – бас-гитаристом Дмитрием Рогозиным и Владимиром Петровичем Пресняковым, сыгравшим великолепную партию на саксофоне. Александр не пытался подражать классическим оперным певцам, а лишь хотел показать еще одну грань своего таланта, и ему это удалось. Впоследствии исполненная им композиция стала саундтреком к художественному фильму «Азазель». Примерно в то же время, Филипп Киркоров, готовивший интересный двойной альбом «Сюрприз для Аллы Пугачевой», в котором популярные артисты исполняли кавер-версии из репертуара примадонны, пригласил в этот проект и Александра. Александр Иванов вместе со старым другом Алексеем Беловым – лидером группы «Парк Горького» сделал аранжировку на композицию «Дежурный ангел», которая и вошла в альбом-сюрприз, а вместе с отрывком из арии Ленского «Куда, куда вы удалились» – в полную версию альбома «Грешной души печаль. Полная версия», выпущенном в двухкомпактном CD в 1999 году.

Какое-то время ему удается совмещать успешную сольную карьеру с работой в группе. В 1998 году в ГКЦЗ «Россия» состоялась презентация диска «Прошлое - живое», записанного во время юбилейных концертов группы вместе с друзьями из «Парка Горького». В 98–99 гг. ребята вновь окунулись в активную гастрольную деятельность. Летом 98 года «Рондо» вместе с двумя молодыми рок-командами – «Мумий Тролль» и «Маша и Медведи» были приглашены телеканалом ТВ-6 для участия в музыкальном Фестивале «Новая Ривьера» в Сочи. Все три группы участвовали в одной большой программе, собравшей огромное количество зрителей и показанной по ТВ. Появился опыт работы с молодыми исполнителями – рок-музыканты друг другу очень понравились, можно сказать, произошел некий взаимообмен – опытом, энергией, эмоциями.

 

 «Рондо», 1999 г.

Ещё одни яркие гастроли того периода, охватывающие до 25 городов России – масштабные роуд-шоу, организованные компанией Philips и ее представителем в России Хансом Кулейманом. В рамках «Невероятного фестиваля» на центральной площади каждого города монтировалась огромная сцена с экранами, на которую выходили ди-джеи, проводили различные конкурсы и разыгрывали призы. Этот праздник длился от пяти до шести часов, и завершался выступлением специально приглашенных звезд, в числе которых были и музыканты «Рондо». «Невероятный фестиваль» завершился грандиозным концертом на Манежной площади в Москве, собравшим более 75 тысяч зрителей и транслировавшимся через спутниковое ТВ в Голландии. Голландцы были просто поражены, увидев, «этих сумасшедших русских», поющих о том, что «Philips является частью вселенной» спустя месяц после августовского дефолта 98 года. С тех пор ребята постоянно участвовали в акциях Philips. В свою очередь, компания оказывала поддержку в выпуске плакатов и альбомов, в частности второго сольного диска Александра Иванова «Когда вырастут крылья», который вышел в 2000 году и повторил успех предыдущей работы музыканта.

Уже после выхода «Грешной души печаль» стала очевидной актуальность и востребованность лирических баллад. То, что он делал для души, оказалось нужным и своевременным для многих. Но, работая над вторым сольным альбомом, он не старался делать пусть и хороший, но заведомо вторичный проект. Хотелось эксперимента и новизны. Концепция альбома – проста и сложна одновременно, мечталось сделать альбом лиричным и чувственным, очень русским по содержанию, сохранив найденное в «Грешной души..» настроение, но при этом актуальным в живом современном ключе с элементами альтернативного рока, стиля industrial и саунда продвинутых групп из Сиэтла и Лос-Анджелеса. В основу «Когда вырастут крылья» легло шесть композиций питерского барда Михаила Шелега – полюбившаяся всем еще до выхода альбома «Московская осень», «Мой светлый ангел», «Цветы», «Над колокольнями», «Слово нота» и «Невский проспект». На две композиции из нового альбома были сняты видеоклипы – «Моя неласковая Русь» (слова и музыка Сергея Трофимова, режиссер Михаил Макаренков) и «Мотив последней песни» (слова Александра Иванова, музыка Олега Парастаева, режиссёр Дмитрий Захаров).

Альбом «Когда вырастут крылья» (2000 г.)

Презентация второго сольного альбома Александра Иванова «Когда вырастут крылья» прошла Санкт-Петербурге в ЦКЗ «Октябрьский» и в Москве – в ГКЦЗ «Россия», рамках телевизионной передачи «Наша музыка».

По иронии судьбы последний альбом «Кода», выпущенный в 2002 году в сотрудничестве с Хансом Кулейманом и Philips, стал последней пластинкой группы «Рондо».

В «Коду», рассчитанную на подготовленного слушателя, вошли экспериментальные композиции, написанные Игорем Жирновым и Сергеем Володченко. Общая направленность – экспериментальный рок с элементами альтернативной музыки. Наиболее яркая песня «Сумасшедшая девочка» достаточно долго путешествовала по радиоволнам. В этот же альбом вошла и оратория «Олимпиада», также созданная Игорем Жирновым и Сергеем Володченко специально для церемонии закрытия Всемирных Юношеских Олимпийских игр в Москве 1998 года. Но в целом, яркий, интересный и глубоко талантливый альбом, к сожалению, не был до конца оценен музыкальными критиками. Да и участникам группы, в которой в тот момент возникли противоречия, было не до него.

Когда творческий коллектив перестает «искрить», быть неким живым организмом, он начинает буксовать. На тот момент творческие идеи закончились, симпатии прошли. Все что хотелось сказать, было сказано. Быть вместе стало бессмысленно. Иванов, как руководитель группы, решил приостановить ее деятельность и предложил музыкантам войти в его концертный коллектив. Дмитрий Рогозин, Святослав Куликов и Сергей Володченко остались работать с Ивановым. Остальные ушли в собственные проекты. Николай Сафонов стал продюсировать других исполнителей, недавно записал свой альбом. Игорь Жирнов также занимается продюсированием на собственной студии. Игорь Максимов является основным звукорежиссером Игоря Николаева. В 2002 году Иванов официально объявил о распаде «Рондо».

Начало века – жизнь по максимуму. Если концерт – то непременно живой, если альбом – то с участием более двадцати разноплановых музыкантов, если путешествия – то проще назвать страны, где он не был, если подарки – то их не сосчитать. Планов – море, идей – океан. Но не все так просто, для того, кто всю жизнь плывет против течения. Звездный статус и безупречная репутация не спасают от прозаичного воровства. Когда в 1999 году Александр Иванов начал сотрудничать со звукозаписывающей компанией «Союз», он и не предполагал, что, впоследствии его в буквально смысле ограбят её сотрудники, а ему покажут данные о продаже пластинок альбома «Когда вырастут крылья», согласно которым за пять лет было продано всего пять(!) дисков. И это притом, что сам музыкант купил более двух тысяч носителей в подарок друзьям, для радиостанций и промо-акции, а вошедшие в альбом песни – «Московская осень», «Моя неласковая Русь», «Мотив последней песни» – и по сей день являются национальными хитами. По его предыдущей пластинке «Грешной души печаль», признанной Благотворительным фондом Михаила Танича лучшим альбомом XX века, была информация примерно о 4 млн. проданных носителей. Однако Иванову были представлены совершенно другие цифры, которые после неоднократных изменений, вообще странным образом «пропали» из компьютерной базы данных. А потом точно также пропали менеджеры «Союза», занимающиеся продажей дисков альбома Иванова, и появились спустя некоторое время уже в качестве гендиректоров собственных рекорд-компаний. Основав в 2005 году независимый звукозаписывающий лейбл A&I, Иванов избавился от многолетней борьбы с нечистоплотными рекорд-компаниями, лишавших музыкантов большей части суммы от продажи дисков. Он в состоянии сделать собственный продукт, начиная от музыкального материала, и заканчивая оформлением обложки, осталось только наладить контакты с дистрибьюторской сетью, которая бы просто бы хорошо продавала поставляемый им эксклюзив.

Звукозаписывающий лейбл A&I начал свою работу с выпуска уникальной, для российского музыкального рынка, «Золотой коллекции» Александра Иванова, в которую вошли 3-й сольный альбом «Пассажир», два DVD-диска с записью лучших видеоклипов и концертных выступлений, а также два красочных буклета. Выпуск коллекционного издания приурочен к 25-ти-летию творческой деятельности музыканта и представляет собой панораму всего лучшего, что было создано за эти годы, включая новый сольный альбом 2006-го года.

Альбом «Пассажир» (2006 г.)

Номер один в списке эксклюзивных идей от Саши Иванова – новый, третий по счету сольный альбом «Пассажир». Время, ушедшее на его создание – одно из самых счастливых в жизни музыканта. Артист занимался альбомом, не спеша, шлифуя материал в перерывах между гастролями и путешествиями. «Пассажир» – это его сегодняшняя жизнь, гастроли, встречи, расставания, страны, континенты и друзья – словом, все как он хотел. Герой альбома – человек, странствующий по миру, его наблюдения, переживания легли в основу композиций. Каждая песня – история, одна из центральных «Амстердам» – произошла на самом деле. История о том, как композитор, живущий в Германии, искал и нашел своего исполнителя в России. Композитор – Александр Дзюбин, а исполнитель – Александр Иванов, «Амстердам» – песня, в которой описана их удивительно душевная встреча в этом городе.

Во время записи работалось легко и весело, с людьми, которых давно знает и чувствует, почерк которых по-прежнему нравится и вдохновляет. Насыщенная музыкальная палитра – заслуга Игоря Жирнова, который в очередной раз стал саундпродюсером сольного альбома «дяди Саши», как называет Иванова сам музыкант. Может поэтому нередко даже от коллег, знакомых с новыми песнями Иванова, можно слышать, мол, да Саша работает в том же ключе, приглашает тех же авторов. На самом деле, среди поэтов и композиторов, принимавших участие в создании этого альбома, были и те, кто сотрудничал с Александром Ивановым впервые, и ранее работавшие с ним авторы – Герман Витке, Александр Шаганов, Константин Арсеньев, Игорь Кохановский, Олег Парастаев, Евгений Аракчеев и Владимир Ковалёв. Авторство многих песен «Пассажира», написанных композитором и поэтом Александром Дзюбиным, часто приписывают Сергею Трофимову или Михаилу Шелегу, с которыми Иванов работал над двумя предыдущими сольными пластинками. Сам Александр считает, что это происходит потому, что все композиции написаны близкими ему по духу людьми и каждую из них он так или иначе пропускает через себя, в итоге получается некое олицетворение его музыки с ним или его коллегами. Как бы там ни было, но большинство песен нового альбома вошли в гастрольную программу артиста и уже представлены слушателям во многих российских городах. Многие из них – «Пятая авеню», «Гастрольная», «Пассажир», «Мечты» – уже успели стать популярными, несмотря на отсутствие раскрутки. Но ему этого мало, прежде чем выпустить диск «Пассажира» в свет, теперь уже под собственной маркой A&I, Иванов, лично поехал в Гамбург, где в одной из лучших мастеринговых студий Master&Servant сделали мастеринг, благодаря которому значительно улучшилась качественная составляющая первого в рамках лейбла музыкального продукта. Одновременно с выходом «Золотой коллекции» и альбома «Пассажир» компания A&I переиздаёт предыдущие сольные альбомы Александра, разошедшиеся, в свое время, милионными тиражами, в новом красивейшем оформлении. Зразу же после выхода, все три альбома попадают, по отчетам дистрибъютерской сети фирменных магазинов «Союз», в «Русский Топ-50» занимая ведущие места. По мнению журнала Play: «лучший отечественный исполнитель рок-баллад Александр Иванов, с триумфом вернулся в чарты с сольным альбомом «Пассажир», сразу попав в «Лучшие 20 Top CD». На очереди – переиздание всех альбомов «Рондо», а также выпуск двух DVD-дисков. На первом — концертное выступление «Рондо» в ГККЗ «Россия» в 1992-году с программой «Из России с любовью» с участием Владимира Преснякова-мл. и Александра Монина из группы «Круиз» (тот самый, где они раздавали «доллары»). И на втором DVD-диске выйдет концерт «Прошлое-живое» 1996 года в МДМ, посвященный 10-летнему юбилею группы «Рондо» в котором приняли участие музыканты из «Парка Горького». Эти записи еще нигде не были показаны и покупатели DVD увидят их впервые. Александр Иванов долго выдерживал этот эксклюзив, который как хорошее вино, с годами стал только лучше. Особый интерес представляет то, что в концерте 96 года участвовали «американские» друзья музыкантов, которые привнесли в выступление особый западный шарм. Словом, тем, кто был на том концерте – будет что вспомнить, а тем, кто не был – будет что посмотреть.

В рамках звукозаписывающего лейбла Александр Иванов будет оказывать поддержку молодым и талантливым артистам. И первый шаг на пути к этому уже сделан – спродюсирован дебютный альбом начинающей и, по мнению Александра, очень интересной певицы Кати Гагариной под названием «Сказочка на ночь».

Бурная деятельность компании A&I, перспектива её расширения и в дальнейшем трансформации в продюсерский центр, требуют определенного контроля. Появление новых идей, проектов, и, в конце концов, артистов, станет главным фактором развития и процветания будущего центра. Вместе с тем, постоянно гастролирующему Александру Иванову, являющемуся к тому же автором и композитором песен, трудно было бы совмещать творческий процесс с руководящей деятельностью. Да и одному человеку не под силу контролировать все, начиная от утверждения оформления дисков, общения с фотохудожниками, организацией фотосессий и заканчивая договорами с дистрибьюторами. Это понимали все, в том числе и сам артист. Отдельными направлениями работы «A&I» занимается тот или иной сотрудник, организацией выступлений и гастролей – концертный директор Илья Долгин, рекорд-отделом руководит Борис Зыков.

В 2005 году глава модельного агентства Prezident Ольга Дубровина обратила внимание на Александра – человека модного и следящего за собственным имиджем. Она сделала Александру предложение, от которого он не смог отказаться. Став VIP-лицом агентства Prezident, Александр Иванов одним из первых в России приобщился к общепринятой во всем мире традиции сотрудничества известных людей со всевозможными брэндами. Специально для проходящего осенью 2005 года Всероссийского конкурса начинающих моделей Prezident Model Contest, проводимого совместно с парижским агентством «Мэрилин», Александр сочинил композицию «Она блефует лучше всех», ставшую официальным гимном конкурса.

Появление рок-звезды на подиуме, в рамках «Недели Моды в Москве», в дефиле Модного дома Zaffiro, произвело фурор. Выход Александра сопровождался восторженными аплодисментами и, несомненно, придал показу особый шик.

Помимо модной одежды Александра все также притягивает спорт, причем в отличие от большинства мужчин, не только в качестве болельщика, но и активного участника. Он несколько лет играл в футбольной сборной звезд «Фортуна», а теперь вместе с коллегами-артистами представляет клуб «Старко», нередко принимая участие в благотворительных акциях, организованных в сотрудничестве с «футбольными звездами». Одна из последних – стартовавшая 25 мая 2005 года всероссийская благотворительная акция «Под флагом Добра!», организаторами которой выступили спортивный клуб «Росич» при Правительстве России и футбольный клуб звезд эстрады России «Старко». Сборы от массовых спортивно-концертных мероприятий, проходящих во многих российских городах, будут направлены для оказания адресной помощи семьям детей, нуждающихся в дорогостоящем лечении.

Александр – человек многогранный, и обо всех его «гранях» не рассказать. Он постоянно пробует себя в новом качестве. В 2005 году, Иванова, обладающего обширными музыкальными познаниями и чувством юмора, пригласили вести телевизионную программу «С утра постарше!» на телеканале MTV.

Альбом «Неформат» (2008 г.)

В 2006 году исполняется 20 лет со времени, когда Александр Иванов пришел в «Группу Михаила Литвина Рондо», 25 лет с тех пор, как он впервые вышел на профессиональную сцену, и 45 лет – с того момента, как он появился на свет. Но, сколько бы лет не прошло, самым главным в жизни артиста по-прежнему остаются встречи со зрителями, ради которых он все также, как и двадцать с лишним лет назад, преодолевает расстояния в тысячи километров. Приезжая в далекий город, он воочию глаза в глаза встречается со своими слушателями, и в который раз доказывает, что он – живой и настоящий. Вот, что главное в жизни музыканта. И это скажет вам любой настоящий артист. Вот и Александр Иванов тоже так говорит, и по-прежнему считает, что его самая главная песня еще не спета и самый главный концерт еще не сыгран.

Альбом «Это был я…» (2010 г.)

Виктория Шумакова, 2006 г.

Работа в коллективах:

Группа Михаил Литвина «Рондо» (1986)

«Рондо» (1986–2002)

 

Александр Иванов на концерте, 2011 г.

Дискография

Студийные альбомы:

«Грешной души печаль», 1996 альбом №1

«Когда вырастут крылья», 2000 альбом №2

«Пассажир», 2006 альбом №3

«Неформат», 2008 альбом №4

«Это был я…», 2010 альбом №5

Дискография в других проектах:

«Рондо». «Убей меня своей любовью» (1990)

«Рондо». «Я буду помнить» (1991)

«Рондо». «Добро пожаловать в «Рай» (1994)

«Рондо». Coda (2002)

Видеография

Клипы:

«Ночь», 1997

«Я постелю тебе под ноги небо», 1998

«Она поверила в сказку», 1998 реж. – Олег Фисенко)

«Боже, какой пустяк!», 1998 реж. – Олег Фисенко)

«Моя неласковая Русь», 2000 (реж.Михаил Макаренков)

«Мотив последней песни», 2000 (реж.Дмитрий Захаров)

«Мечты», 2005, версия 1 (реж.Александр Дружинин)

«Мечты», 2005, версия 2 (реж.Александр Дружинин)

«Мечты», 2005, версия 3 (реж.Александр Дружинин)

«Мечты», 2005, версия 4 (реж.Александр Дружинин)

«Город ждёт», 2009 (реж.Семён Горов)

                                                     Последнее редактирование: 21.02.2012

 

 

Сайт управляется системой uCoz