Российский рок в лицах - "Браво" - "Хиты про любовь"

Российский рок в лицах

Главная

Другие российские исполнители

Зарубежная музыка

Гостевая

О сайте

Российский

рок:

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ы

Э

Ю

Я

«Браво»

«Хиты про любовь»

1998

Путь «Браво» можно представить как приближение по спирали к идеалу группового профессионализма. Евгений Хавтан пятнадцать лет строит мост между поколениями и стилями и прагматично остается при этом в топе. Ни одна группа в России не поменяла столько солистов, не изменив при этом качеству внутреннего содержания и внешней подачи. Причём состав тоже менялся постоянно. Сейчас, например, в команде опять играют барабанщик Павел Кузин и клавишник-саксофонист Александр Степаненко, памятные по первым выступлениям.

И все эти изменения почти не сказываются на имидже, стиле и, самое главное, на уровне мастерства. Это и является доминантой для Хавтана, и его несамолюбивое и спокойное создание музыки за спиной у голосистых солистов как раз и обеспечивает статус-кво группы. Честно говоря, последние альбомы более ассоциировались именно со словами «постоянство» и «профессионализм», но никак не «вдохновение» и «веселье». Несколько спасали легкая дымка и нестандартные ракурсы видеоклипов, создавая образ ленивой и умной романтики. Уже стало казаться, что Хавтан выдохся, и ремесло совсем заслонило музыку, Но вот вышел диск «Хиты про любовь», и подобные опасения остались в прошлом. Песни оказались не только хорошими и стильными, но и свежими. Не сочтите данный материал за развернутую рецензию – может быть, несколько преждевременны дифирамбы музыкальной стороне альбома. «Браво» вряд ли будет когда-либо играть ритмически сложней, чем в некоторых песнях с Агузаровой, например, «В чём депо?» или «Медицинский институт». Но данная работа даёт возможность под другим углом взглянуть на историю группы последних лет. Хавтан медленно, словно на ощупь, но с бульдожьей хваткой строит здание уверенной и классной поп-группы, уверенно играющей классную музыку.

Студийные эксперименты, ранее не свойственные, очень быстро (несколько дней на запись) и хорошо вписались в новую концепцию звука. Она выстраивалась Хавтаном вместе с Кимом Брейтбургом, саундпродюсером всех последних альбомов «Браво», два с половиной месяца, и это, совершенно новое направление в работе придало группе второе дыхание. Особенно заметно отсутствие духовых инструментов, игравших раньше очень не последнюю роль. С хита «Тише, послушай», открывающего пластинку, признаками новизны становятся упругий ритм «ковбойских» гитар а-ля Shadows и древний электроорган. Тематика песен парадоксально сдвинулась от бытовых фантазий к реальной романтике. Несколько ходульных, выдуманных «лётчиков и моряков» сменили луна и звёзды. Менее «оптимистичные», более личностные, «про любовь» тексты, впервые частично написаны самим Хавтаном и гармонично сочетаются с романтичной, балладной ориентацией всех композиций. Дальнейшие приятные нюансы – бурный вокализ приглашённой Агузаровой в финале вещи «Сон-обман», в композиции «На планете Gamma» участвует вездесущий DJ Грув, а в «Серенаде 2000» на электрической скрипке играет Феликс Лахути. Слова к «Девочке» написал «Великий Магистр Ордена Куртуазных Маньеристов», «Главный Бахыт и Компот Всея Руси» Вадим Степанцов, автор текстов многих ранних хитов «Браво». Новая работа группы, насыщенная неожиданными ходами, получилась на удивление легкой и стильной. Пожалуй, наблюдается даже некоторый, напоминающий «Браво» середины восьмидесятых, переизбыток идей, вылившийся в ничем не оправданный номер «В логичном мире». «Браво» в стиле диско – это, пожалуй, уже слишком.

Круговорот солистов – это отдельная тема. На сольном «Русском альбоме» тогда великолепная Агузарова продолжила прокладку своей крутой траектории и создала что-то вроде звуковой дорожки культового фильма, очень точно поймавшего болезненно-неконкретное настроение переломного момента в нашей истории. Не яблоки на снегу, а бабочки на свалке компьютерного лома. После этого ей очень тяжело вписаться обратно в группу, на знамёнах которой написано: «Постоянство». До наступления же эры Сюткина в «Браво» пробовались и Анна Салмина, подменявшая Агузарову и отметившаяся замечательной песенкой «Король «Оранжевое лето», и Ирина Епифанова, о вокальных данных которой ходили легенды, и Евгений Осин – тогда ещё известный как «Дед Мороз». Сюткин, выигравший этот заочный конкурс за явным преимуществом, выглядел как оплот нездешнего качества продукции, консервативных вкусов и традиционных ценностей. Он стал постперестроечным «Мужчиной её мечты», самым фактурным фронтменом российской эстрады. И его звездный час настал в группе Хавтана.

Если стилистическая преемственность разных составов коллектива удивительна, то вот уровень работы многочисленных солистов заставляет просто снять шляпу перед Евгением Хавтаном. Это хорошо слышно на альбоме неизданных песен, включившем в себя материал Жанны во главе с «Чёрным котом», песни Осина, Епифановой, Салминой, а также композиции, спетые Сюткиным и не вошедшие в пластинку «Дорога в облака». И никто никогда не выглядел без «Браво» лучше, чем в группе.

С Робертом Ленцем Хавтан, как кажется, достиг наконец баланса между желанием сделать «то, что надо» и, одновременно приспустив штаны, бежать за молодежью. В этом смысле Ленц идеален. Он, может быть, недостаточно пластичен и фактурен, не всегда естествен и голосист для того, чтобы заслонить собой коллег и музыку. Хотя «айзеншписы» могут и несравнимо худший материал упаковать как конфетку и продать пассажирам электричек. Но Хавтан не Айзеншпис, и цели, и методы у него другие.

Немного корявый и неторопливый, застенчиво-агрессивный постмодернизированный «новый герой» Ленца не то чтобы попадает в яблочко, а медленно движется к центру спирали, никогда его не достигая. Он оставляет рядом с собой свободное место, и у группы есть, чем его занять. Как хороший командный игрок, Ленц не перетягивает одеяло на себя, выполняя лишь функцию голоса, лица группы, и оказывается на новом альбоме всегда к месту и ко времени.

Наше время, опутанное скороговоркой рэпа, замороченное треском техно и пронзённое шипами и булавками прочих «музыкальных» направлений, абсолютно естественно провоцирует тягу к ретро и к музыке, сделанной умом и душой, а не благодаря покупке нового компьютера или изобретению хитрого студийного фокуса. Чуть ли не единственные в стране, играя качественный поп-рок, «Браво» вошли в число самых известных музыкантов десятилетия – их знает каждый меломан и любит каждая домохозяйка. Они радуют молодежь и не раздражают профессионалов. Ещё бы, ведь они ими (профессионалами) и являются. На очередном витке спирали своего роста они достигли новой ступени музыкальной свободы и, хочется надеяться, новой степени народной любви.

Александр Волков, жур. «Музыкальный олимп», 1998 г.

Трек-лист:

1. «Тише, послушай»

муз. – Евгений Хавтан; сл.: Евгений Миканба, Евгений Хавтан

2. «Там, так далеко»

муз. – Евгений Хавтан; сл. – Глеб Илюш

3. «Тот, кто верит»

муз. – Евгений Хавтан; сл. – Владимир Шмерлинг

4. «Девочка»

муз. – Евгений Хавтан; сл. – Вадим Степанцов

5. «Под куполом звёзд»

муз. – Евгений Хавтан; сл. – Владимир Шмерлинг

6. «Новый герой»

муз. и сл. – Евгений Хавтан

7. «Сон-обман»

муз. – Евгений Хавтан; сл. – Вадим Манцев

8. «Вера, надежда, любовь»

муз. – Евгений Хавтан; сл. – Валерий Жуков

9. «Серенада 2000»

муз. и сл. – Евгений Хавтан

10. «Клоун»

муз. и сл. – Евгений Хавтан

11. «В логичном мире»

муз. и сл. – Евгений Хавтан

12. «На планете Гамма»

муз. и сл. – Евгений Хавтан

13. «До свидания»

муз. – Евгений Хавтан; сл. – Валерий Жуков

Музыканты:

● Роберт Ленц: вокал

● Евгений Хавтан: гитара

● Дмитрий Ашман: бас-гитара

● Павел Кузин: барабаны

● Александр Степаненко: саксофон

● Феликс Лахути: скрипка (9)

● Жанна Агузарова: бэк-вокал (7)

Саундпродюсер – Ким Брейтбург

Релизы:

1998, Extraphone (CD, MC)

 

 

Сайт управляется системой uCoz