|
Российский рок в лицах |
||||
Российский рок: |
«Браво» «Хиты про любовь» 1998 Путь
«Браво» можно представить как приближение по спирали к идеалу группового
профессионализма. Евгений Хавтан пятнадцать лет строит мост между поколениями
и стилями и прагматично остается при этом в топе. Ни одна группа в России не
поменяла столько солистов, не изменив при этом качеству внутреннего
содержания и внешней подачи. Причём состав тоже менялся постоянно. Сейчас,
например, в команде опять играют барабанщик Павел Кузин и клавишник-саксофонист
Александр Степаненко, памятные по первым выступлениям. И
все эти изменения почти не сказываются на имидже, стиле и, самое главное, на
уровне мастерства. Это и является доминантой для Хавтана, и его несамолюбивое
и спокойное создание музыки за спиной у голосистых солистов как раз и обеспечивает
статус-кво группы. Честно говоря, последние альбомы более
ассоциировались именно со словами «постоянство» и «профессионализм», но никак
не «вдохновение» и «веселье». Несколько спасали легкая дымка и
нестандартные ракурсы видеоклипов, создавая образ ленивой и умной романтики.
Уже стало казаться, что Хавтан выдохся, и ремесло совсем заслонило музыку, Но
вот вышел диск «Хиты про любовь», и подобные опасения остались в прошлом.
Песни оказались не только хорошими и стильными, но и свежими. Не сочтите
данный материал за развернутую рецензию – может быть, несколько
преждевременны дифирамбы музыкальной стороне альбома. «Браво» вряд ли будет
когда-либо играть ритмически сложней, чем в некоторых песнях с Агузаровой,
например, «В чём депо?» или «Медицинский институт». Но данная работа даёт
возможность под другим углом взглянуть на историю группы последних лет.
Хавтан медленно, словно на ощупь, но с бульдожьей хваткой строит здание
уверенной и классной поп-группы, уверенно играющей классную музыку. Студийные
эксперименты, ранее не свойственные, очень быстро (несколько дней на запись)
и хорошо вписались в новую концепцию звука. Она выстраивалась Хавтаном вместе
с Кимом Брейтбургом, саундпродюсером всех последних альбомов «Браво», два с
половиной месяца, и это, совершенно новое направление в работе придало группе
второе дыхание. Особенно заметно отсутствие духовых инструментов, игравших
раньше очень не последнюю роль. С хита «Тише, послушай», открывающего
пластинку, признаками новизны становятся упругий ритм «ковбойских» гитар а-ля
Shadows
и древний электроорган. Тематика песен парадоксально сдвинулась от бытовых
фантазий к реальной романтике. Несколько ходульных, выдуманных «лётчиков и
моряков» сменили луна и звёзды. Менее «оптимистичные», более личностные, «про
любовь» тексты, впервые частично написаны самим Хавтаном и гармонично
сочетаются с романтичной, балладной ориентацией всех композиций. Дальнейшие
приятные нюансы – бурный вокализ приглашённой Агузаровой в финале вещи «Сон-обман»,
в композиции «На планете Gamma»
участвует вездесущий DJ Грув, а в «Серенаде 2000» на электрической скрипке
играет Феликс Лахути. Слова к «Девочке» написал «Великий Магистр Ордена
Куртуазных Маньеристов», «Главный Бахыт и Компот Всея Руси» Вадим Степанцов, автор текстов многих ранних
хитов «Браво». Новая работа группы, насыщенная неожиданными ходами,
получилась на удивление легкой и стильной. Пожалуй, наблюдается даже
некоторый, напоминающий «Браво» середины восьмидесятых, переизбыток идей,
вылившийся в ничем не оправданный номер «В логичном мире». «Браво» в стиле
диско – это, пожалуй, уже слишком. Круговорот
солистов – это отдельная тема. На сольном «Русском альбоме» тогда великолепная Агузарова продолжила прокладку своей крутой
траектории и создала что-то вроде звуковой дорожки культового фильма, очень
точно поймавшего болезненно-неконкретное настроение переломного момента в
нашей истории. Не яблоки на снегу, а бабочки на свалке компьютерного лома.
После этого ей очень тяжело вписаться обратно в группу, на знамёнах которой
написано: «Постоянство». До наступления же эры Сюткина в «Браво» пробовались
и Анна Салмина, подменявшая Агузарову и отметившаяся замечательной песенкой «Король
«Оранжевое лето», и Ирина Епифанова, о вокальных данных которой ходили
легенды, и Евгений Осин – тогда ещё известный как «Дед Мороз». Сюткин,
выигравший этот заочный конкурс за явным преимуществом, выглядел как оплот
нездешнего качества продукции, консервативных вкусов и традиционных
ценностей. Он стал постперестроечным «Мужчиной её мечты», самым фактурным
фронтменом российской эстрады. И его звездный час настал в группе Хавтана. Если
стилистическая преемственность разных составов коллектива удивительна, то вот
уровень работы многочисленных солистов заставляет просто снять шляпу перед
Евгением Хавтаном. Это хорошо слышно на альбоме неизданных песен, включившем
в себя материал Жанны во главе с «Чёрным котом», песни Осина, Епифановой,
Салминой, а также композиции, спетые Сюткиным и не вошедшие в пластинку «Дорога
в облака». И никто никогда не выглядел без «Браво» лучше, чем в группе. С
Робертом Ленцем Хавтан, как кажется, достиг наконец
баланса между желанием сделать «то, что надо» и, одновременно приспустив
штаны, бежать за молодежью. В этом смысле Ленц идеален. Он, может быть,
недостаточно пластичен и фактурен, не всегда
естествен и голосист для того, чтобы заслонить собой коллег и музыку. Хотя «айзеншписы» могут и несравнимо худший материал упаковать
как конфетку и продать пассажирам электричек. Но Хавтан не Айзеншпис, и цели,
и методы у него другие. Немного
корявый и неторопливый, застенчиво-агрессивный постмодернизированный
«новый герой» Ленца не то чтобы попадает в яблочко, а медленно движется к
центру спирали, никогда его не достигая. Он оставляет рядом с собой свободное
место, и у группы есть, чем его занять. Как хороший командный игрок, Ленц не
перетягивает одеяло на себя, выполняя лишь функцию голоса, лица группы, и
оказывается на новом альбоме всегда к месту и ко времени. Наше
время, опутанное скороговоркой рэпа, замороченное треском техно и пронзённое
шипами и булавками прочих «музыкальных» направлений, абсолютно естественно
провоцирует тягу к ретро и к музыке, сделанной умом и душой, а не благодаря
покупке нового компьютера или изобретению хитрого студийного фокуса. Чуть ли
не единственные в стране, играя качественный
поп-рок, «Браво» вошли в число самых известных музыкантов десятилетия – их
знает каждый меломан и любит каждая домохозяйка. Они радуют молодежь и не
раздражают профессионалов. Ещё бы, ведь они ими (профессионалами) и являются.
На очередном витке спирали своего роста они достигли новой ступени
музыкальной свободы и, хочется надеяться, новой степени народной любви. Александр Волков, жур. «Музыкальный олимп», 1998 г. Трек-лист: 1. «Тише, послушай» муз. – Евгений Хавтан; сл.: Евгений Миканба, Евгений
Хавтан 2. «Там, так далеко» муз. – Евгений Хавтан; сл. – Глеб Илюш 3. «Тот, кто верит» муз. – Евгений Хавтан; сл. – Владимир Шмерлинг 4. «Девочка» муз. – Евгений Хавтан; сл. – Вадим Степанцов 5. «Под куполом звёзд» муз. – Евгений Хавтан; сл. – Владимир Шмерлинг 6. «Новый герой» муз. и
сл. – Евгений Хавтан 7. «Сон-обман» муз. – Евгений Хавтан; сл. – Вадим Манцев 8. «Вера, надежда,
любовь» муз. – Евгений Хавтан; сл. – Валерий Жуков 9. «Серенада 2000» муз. и
сл. – Евгений Хавтан 10. «Клоун» муз. и
сл. – Евгений Хавтан 11. «В логичном мире» муз. и
сл. – Евгений Хавтан 12. «На планете Гамма» муз. и
сл. – Евгений Хавтан 13. «До свидания» муз. – Евгений Хавтан; сл. – Валерий Жуков Музыканты: ● Роберт Ленц: вокал ● Евгений Хавтан: гитара ● Дмитрий Ашман: бас-гитара ● Павел Кузин: барабаны ● Александр
Степаненко: саксофон ● Феликс Лахути: скрипка (9) ● Жанна Агузарова:
бэк-вокал (7) Саундпродюсер – Ким Брейтбург Релизы: 1998, Extraphone (CD, MC) |